19 июля - Социальный работник Альфия Шакирова: “Лечу на помощь!”

Кто печет самые вкусные пирожки в Оше? Многие ответят – Альфия Шакирова. Много лет она вела свой небольшой бизнес по обеспечению торговых точек домашней выпечкой. Вместе с мужем воспитывает двоих детей, когда они подросли, стала задумываться о поиске постоянной работы. Кто-то из знакомых подсказал пойти волонтером в общественный фонд “Крик журавля”. Руководитель фонда Азиза Курбанова сразу приметила активного волонтера и через некоторое время взяла на работу в шелтер для ЛЖВС (лиц, живущих с ВИЧ). Альфия занималась вопросами питания. Фонд оказывает помощь ЛЖВС в Ошской, Баткенской и частично Джалал-Абадской областях, охват бенефициаров составляет около тысячи людей (включая детей).

 

 

Благодаря поддержке Азизы Курбановой, Альфия стала посещать обучающие мероприятия для социальных работников и уличных юристов по работе с уязвимыми людьми, в основном, женщинами и детьми с ВИЧ. Затем ее пригласили в общественный фонд “Плюс Центр” в проект по оказанию поддержки ЛЖВ.

 

Альфия стала изучать особенности работы с бенефициарами, читала литературу, искала ответы на вопрос - “Как помочь человеку?” Работа соцработника требует знаний в области психологии, медицины, юриспруденции. Основным качеством хорошего соцработника является его коммуникабельность, умение расположить клиента. Хороший характер Альфии, открытость и искренность, дружелюбие и работоспособность помогли ей полностью раскрыться в качестве соцработника. Она нашла себя, работа нашла ее. Есть негласное правило: “Не навязываться!”, если клиент сразу не идет на контакт, не давить, а ждать. С женщинами проще работать, говорит Альфия, они сразу прислушиваются к ее словам, быстрее раскрываются. Уязвимые люди испытывают барьеры в общении, не уверены, стесняются обращаться в госорганы, подвержены самостигматизации. Помимо консультаций, Альфия сопровождает клиентов при оформлении документов, получении медуслуг, способствует усилению приверженности получения АРВ-терапии.

 

Конечно, в работе бывают и сложные моменты, поначалу Альфия ощущала языковые барьеры, неуверенность и опасения, справится ли она. Ей помогли беседы с психологом, поддержка руководителя фонда “Плюс центр” Равшана Мажитова. “Я видел, что сначала ей было тяжело работать, мы с ней разговаривали и через месяц-другой она стала настоящим профессионалом, самым лучшим сотрудником проекта. По характеру Альфия добрая, отзывчивая, надежная”, - рассказал Равшан Мажитов.

 

Как любой сотрудник работающий с уязвимыми людьми, историю каждого клиента Альфия пропускала через себя и принимала близко к сердцу. С опытом пришло умение отвлекаться от работы, помогают коллективные выезды на природу. Бывает, некоторые бенефициары злоупотребляют добротой соцработника, тогда Альфия объясняет в чем заключается ее работа, в чем она может помочь человеку, а где ему придется самому добиваться изменений. Помогая клиенту, нужно уметь оставаться на уровне профессионала.

 

Часто сравнивают значение соцработников и равных консультантов в оказании помощи уязвимым людям. Функции первого заключаются в привлечении, мотивации и сопровождении клиентов. Равный консультант – это человек из сообщества, обученный сотрудник, который может стать аутрич-работником, соцработником и т.д. И те, и другие ведут схожую работу с бенефициарами, оказывая содействие в решении их проблем.

 

Основные проблемы, с которыми сталкиваются уязвимые граждане: оформление документов (паспортов, пособий на детей), гендерное насилие, стигма и дискриминация (наиболее часто проявляется в медицинских учреждениях), раскрытие статуса. Если обращается женщина, пострадавшая от гендерного насилия, то уличный юрист старается побеседовать с обеими сторонами: пострадавшей женщиной, обидчиком. Альфия старается наладить контакт с обидчиком, затем пытается примирить обе стороны, чтобы они мирно пообщались друг с другом. Если происходят случаи раскрытия статуса в медучреждениях, то Альфия беседует с медработниками, объясняет права и обязанности сторон и вопрос решается. Были случаи жалоб на учителей, которые, зная статус ребенка, уделяют ему излишнее внимание, тем самым выделяя его среди других учеников. Как уличный юрист, Альфия разъясняет учителям базовые знания о путях передачи ВИЧ, дает рекомендации, как вести себя с ребенком, что не стоит выделять его среди других учеников.

 

Опыт Альфии показывает, что с целью информирования и профилактики нужна мобильная группа из числа активистов (соцработника, равного консультантан, психолога, юриста) для проведения информационно-разъяснительных мероприятий среди населения, в медучреждениях, образовательных учреждениях, правоохранительных органах.

 

Сахира Назарова