16 ноября - Внутренние мигранты: Координатор проекта "Продвижение прав внутренних мигрантов на юге Кыргызстана" рассказал о проблемах внутренних мигрантов проживающих в г. Ош

 

В городе Ош в ходе обсуждения содействия регистрации внутренних мигрантов по месту пребывания с вовлечением мэрии и территориальных советов координатор проекта «Продвижение прав внутренних мигрантов на юге Кыргызстана» Бакыт Мойдунов в ходе презентации рассказал о последствиях нелегальной внутренней миграции для самих мигрантов и государства.

 

 

Закон Кыргызской Республики «О внутренней миграции» ограничивает основные права и свободы граждан

 

  • На свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 25 Конституции Кыргызской Республики);
  • Политические права (избирать и быть избранным), социальное обеспечение (пособие, пенсия), экономические, гражданские и др.

 

Согласно закона Кыргызской Республики «О внутренней миграции» и Положения о правилах регистрации граждан по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

 

Гражданин обязан регистрироваться по месту пребывания в течение 5 рабочих дней со дня прибытия, если выезжает за пределы своего региона на срок свыше 45 календарных дней. При этом закон и положение требует для данной регистрации наличие только документа, удостоверяющего личность и заявление установленной формы.

 

 На практике дополнительно требуются тех. паспорт жилого помещения (где имеется код недвижимости, который обязателен для введения в АИС), паспорт владельца помещения и его заявление.

 

 

Данное положение чаще всего не выполняется, так как:

 

1.граждане не знают о такой обязанности;

 

2.граждане не считают процедуру временной регистрации необходимой внутри страны;

 

3.не могут зарегистрироваться из-за отсутствия хозяина жилого помещения, его нежелания регистрировать гражданина или же отсутствия правоустанавливающих документов на жилое помещение.

 

У регистрирующего органа (ОПРН) нет обеспечительных механизмов временной регистрации граждан.

 

Обязанность регистрации по месту жительствасогласно Закона:

 

гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 10 рабочих дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

 

 - паспорт;

 

 - документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной правоустанавливающий документ или надлежаще заверенная копия);

 

 - адресный листок выбытия в случае предварительного снятия с регистрационного учета (на практике данный листок уже не требуют);

 

 - для военнообязанных (призывников) - военный билет (удостоверение о постановке на воинский учет) с отметкой о снятии с воинского учета по месту прежнего места жительства и постановкой на воинский учет по новому месту жительства (дополнительно согласно Положения о правилах регистрации).

 

Данное положение дает возможность зарегистрироваться только тем гражданам, которые имеют жилье на новом месте жительства или переселяются к родственникам, имеющим такое жилье.

 

Во всех остальных случаях из-за нежелания владельцев жилья заключать договора и давать согласие на регистрацию, подавляющее большинство ВМ остаются вне регистрационного учета.

 

Граждане без определенного места жительства регистрируются в соответствующем органе местного самоуправления, на территории которого они проживают на основании документа, удостоверяющего личность.

 

Для граждан, выехавших в другую местность в целях выполнения работы по трудовому контракту, может быть предусмотрен упрощенный порядок регистрации по месту жительства или месту пребывания по заявлению государственного органа или другой организации, заключившей трудовой контракт с работником.

 

Упрощенный порядок регистрации гражданина по месту жительства или месту пребывания может быть предусмотрен по заявлению соответствующего учебного заведения для иногородних студентов и учащихся средних и высших учебных заведений, а также сотрудников учебных заведений и жильцов, проживающих в общежитиях.

 

В отношении определенных категорий внутренних мигрантов, в частности вынужденных мигрантов, может быть предусмотрен упрощенный порядок регистрации гражданина по месту жительства или месту пребывания на основании решения органа местного самоуправления.

 

Новый принятый Правительством Единый государственный реестр не отменяет обязанность граждан регистрироваться по месту жительства и по месту пребывания.

 

Ограничения по регистрации как по месту пребывания, так и по месту жительства остаются актуальными и будут способствовать дальнейшей стихийной и нелегальной миграции из отдаленных сельских регионов в города.

 

Хотя отсутствие регистрации по закону не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, на практике данное обстоятельство влечет ограничения ряда прав и свобод граждан и создает предпосылки к не равному доступу к базовым услугам для внутренних мигрантов.

 

Последствия нелегальной миграции для внутренних мигрантов:

 

Ограниченный доступ к образовательным школьным и дошкольным учреждениям по остаточному принципу;

 

Ограниченный доступ к медицинским услугам и учреждениям;

 

Социальное и пенсионное обеспечение, регистрация браков и получения свидетельств о рождении осуществляются по месту постоянной регистрации;

 

Ограничения в трудоустройстве в госорганы граждан без регистрации (предусмотрена административная ответственность);

 

Сложности в получении статуса предпринимателя (регистрация ЧП по месту жительства);

 

Административная ответственность за проживание без регистрации, и угроза задержания сотрудниками МВД для выяснения личности;

 

Невозможность получения земельных участков по месту фактического проживания, а не юридического по месту регистрации;

 

Невозможность реализации права голоса при выборах различного уровня и т.д.

 

Последствия нелегальной миграции для государства:

 

Отсутствие четкой статистики по внутренней миграции способствует появлению проблемы «невидимых для государства и закона людей», т.е. граждан без регистрации и без документов;

 

Приводит к нерациональному распределению республиканского бюджета в регионы по месту регистрации, а не по месту фактического проживания и связанное с этим коррупция, и отмывание денег;

 

Идет «обезлюживание» отдаленных и приграничных территорий, что приводит к ползучей миграции граждан соседних государств на территорию КыргызскойРеспублики;

 

Планы экономического развития страны не подкрепляются наличием соответствующих трудовых ресурсов, в том числе внутренних мигрантов (не управляемая трудовая миграция);

 

Идет криминализация в сообществах внутренних мигрантов, которая носит характер экономических преступлений, растет проституция и распространяются инфекционные болезни;

 

Ограниченный доступ к базовым услугам и дискриминационное положение ВМ в городах приводит к социальной напряженности и политической нестабильности (митинги, само захваты земель и зданий революции и т. д.) на юге приводит к радикализации религиозных ВМ.

 

 

 

Рекомендации:

 

- Государство должно признать проблему людей без регистрации и документов и отражать это в своей миграционной политике;

 

- Государству необходимо создать механизмы для выявления граждан без регистрации и документов с привлечением квартальных комитетов ТС города, и принять меры к регистрации по упрощенным процедурам и оформлению документов;

 

- Необходимо привести в соответствие с международными стандартами требование Конституции и закона «О внутренней миграции» о том, что отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения прав и свобод человека;

 

- Необходимо внести изменения в закон об ОМСУ по идентификации «невидимых людей» и ведении статистики внутренних мигрантов, а также учитывать их нужды в планах развития и бюджете;

 

- Внедрение единого государственного реестра населения должно предполагать, что регистрация будет носить уведомительный характер, а предоставление государственных услуг не будет привязываться к месту регистрации;

 

- Включить граждан, переселяющихся в города с отдаленных сельских регионов в связи с отсутствием источника доходов для содержания семьи в число вынужденных мигрантов;

 

- Усилить программу по развитию регионов с тем, чтобы остановить неуправляемые процессы миграции из села в город.

 

 

Напомним, в городе Ош 14 ноября 2018 года  прошел круглый стол по обсуждению содействия регистрации внутренних мигрантов по месту пребывания с вовлечением мэрии и территориальных советов г. Ош. организованный АНПО «Эдвокаси Центр по Правам Человека» совместно с мэрией и депутатами горкенеша г.Ош в рамках проекта «Продвижение прав внутренних мигрантов на юге Кыргызстана» поддерживаемого ФСДС.

 

В мероприятии приняли участие представители Ошского городского кенеша депутатов, Ошского отдела паспортизации и регистрации населения, Ошского городского управления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество, Ошского городского управления по градостроительству и архитектуре, председатели территориальных советов г. Ош, а также лидеры сообществ внутренних мигрантов г. Ош.