АрхивГлавная - НовостиПубликации

Минюст предлагает внести в Кодекс о нарушениях поправки, связанные с ответственностью юридических лиц и их филиалов

By 06.02.2020 Февраль 10th, 2020 No Comments

Министерство юстиции предлагает внести в Кодекс о нарушениях поправки, связанные с ответственностью юридических лиц и их филиалов. Поправки 5 февраля рассматривает Жогорку Кенеш.

Целью и задачей проекта закона является исключение пробелов в Кодексе о нарушениях путем внесения поправок, связанных с ответственностью юридических лиц и их филиалов (представительств) за нарушение требований закона «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)».

Министерство юстиции является уполномоченным госорганом, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств) и ведет Единый государственный реестр юридических лиц. Согласно закону «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)», регистрация осуществляется в целях:

— удостоверения факта создания, внесения изменений и дополнений в государственный реестр, а также прекращения деятельности юридических лиц, филиалов (представительств);

— учета зарегистрированных (перерегистрированных) и прекративших деятельность юридических лиц, филиалов (представительств);

— ведения государственного реестра;

— предоставления заинтересованным физическим и юридическим лицам информации о зарегистрированных (перерегистрированных) и прекративших деятельность юридических лицах, филиалах (представительствах).

Статьи 12 и 16 закона устанавливают обязанность юридических лиц и их филиалов (представительств) по прохождению процедуры государственной перерегистрации в установленных данным законом случаях и сроки. Также статья 18 закона устанавливает обязанность субъектов предоставлять уведомление об изменениях данных, не влекущих государственную перерегистрацию, таких как:

— изменение состава руководящего органа, руководителя;

— изменение местонахождения (юридического адреса);

— изменение номера телефона, факса и электронного адреса;

— изменение паспортных данных или данных иного документа, удостоверяющего личность физического лица — учредителя (участника);

— изменение регистрационных данных юридического лица — учредителя (участника);

— изменение паспортных данных или данных иного документа, удостоверяющего личность руководителя.

Эти нормы направлены на поддержание государственного реестра в актуальном состоянии и предоставление органами юстиции достоверных сведений по запросам граждан, юридических лиц, государственных органов, в том числе правоохранительных органов.

Согласно статье 22 закона за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственный реестр сведений, а также за представление недостоверных сведений заявитель, учредитель, руководитель, юридическое лицо, филиал (представительство) несут ответственность в соответствии с законодательством.

При нарушении этих требований юридическими лицами, филиалами (представительствами) органом юстиции рассматривались административные дела по статьям 297 (Непредставление сведений об изменениях данных юридического лица) и 402 Кодекса об административной ответственности (За осуществление коммерческими и некоммерческими организациями, их филиалами (представительствами) деятельности без соответствующей государственной (учетной) регистрации, перерегистрации) налагался административный штраф в размере от пяти до десяти расчетных показателей.

Однако, в Кодексе о нарушениях, вступившем в силу с 1 января 2019 года, ответственность за действия, предусмотренные статьей 22 закона, а также за осуществление юридическими лицами, филиалами (представительствами) деятельности без государственной перерегистрации, отсутствует.

Отсутствие в законодательстве ответственности юридических лиц, филиалов (представительств) может привести к:

— увеличению количества субъектов, осуществляющих деятельность без прохождения процедуры государственной перерегистрации;

— предоставлению органами юстиции недостоверных сведений о субъектах заинтересованным сторонам, в том числе правоохранительным органам;

— ведению в заблуждение граждан и государственных органов;

— нарушению прав граждан;

— сокращению поступлений в республиканский бюджет.

В этой связи в целях восполнения пробелов в законодательстве предлагается внести соответствующие поправки в главу 40 Кодекса о нарушениях (Нарушения против порядка управления в сфере деятельности публичной службы), сообщил заместитель министра юстиции Максат Есеналиев.

Так, примечание к данной главе гласит, что дела о нарушениях, предусмотренных статьями 293-295 Кодекса о нарушениях, рассматриваются соответствующими, определенными настоящим Кодексом, уполномоченными органами, решения, предписания, распоряжения или требования которых не были надлежащим образом выполнены или которым создавались препятствия в выполнении ими инспекционных полномочий. Иначе говоря, для рассмотрения дел о нарушениях, предусмотренных данной главой, во-первых, уполномоченный орган должен быть определен данным Кодексом, во-вторых, уполномоченный орган должен обладать инспекционными полномочиями. Однако, Министерство юстиции, как уполномоченный орган, ведающий вопросами регистрации юридических лиц не обладает инспекционными полномочиями.

В этой связи главу 40 предлагается дополнить новой статьей 2951, устанавливающей ответственность за нарушения требований законодательства в сфере государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств).

Одновременно с этим примечание к данной главе дополняется частью 2, согласно которой дела о нарушениях, предусмотренных статьей 2951 настоящего Кодекса, рассматриваются уполномоченным органом в сфере юстиции. Вместе с тем Кодекс предусматривает ответственность только физических и юридических лиц, при этом ответственность филиалов и представительств, как структурных подразделений юридических лиц, не обладающих статусом юридического лица, не предусмотрена.

Однако, согласно статье 90 Гражданского кодекса филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица. Представительство осуществляет и защиту интересов юридического лица, совершает от его имени сделки и иные юридические действия, филиал осуществляет все или часть его функций, в том числе функции представительства. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. В этой связи, поскольку филиалы и представительства действуют от имени юридического лица, при нарушении требований статьи 22 закона, руководители филиалов (представительств) будут привлекаться к ответственности как обособленные подразделения юридического лица в порядке, предусмотренном для юридических лиц.

Инициаторы отмечают, что Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма взаимной оценки деятельности Кыргызстана рекомендовано введение на законодательном уровне/ужесточение действующего режима санкций (наказаний) за не предоставление Министерству юстиции основной (базовой) информации, за несвоевременное предоставление такой информации, за не предоставление любой дополнительной информации, необходимой для выполнения функций Министерства юстиции, а также за предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации.

В случае невыполнения вышеуказанных рекомендаций Кыргызстан может попасть в (серый) список стран, подверженных риску легализации преступных доходов и финансированию терроризма, что может стать причиной введению иностранными государствами санкций против Кыргызстана, сообщается в справке-обосновании.