В ходе исследования всего было охвачено четыре социально-стационарных учреждений (далее ССУ) как для лиц с ОВЗ и престарелых, так психоневрологического профиля при Министерстве труда и социального развития Кыргызской Республики, 2 ССУ в Чуйской области, 2 ССУ в Таласской области.

Всего было опрошено 45 человек среди пациентов/ подопечных, помимо них опрошены ещё 15 сотрудников четырёх ССУ. В силу ситуации в период пандемии в КР не был проведён опрос родственников подопечных ССУ. С пандемией коронавируса Кыргызстан столкнулся весной 2020 года, по всей стране был введён всеобщий карантин. А с 23 марта 2020г. в Кыргызстане был введён режим чрезвычайных ситуаций. В этой связи нами были приняты во внимание все факторы риска корона вирусной инфекции, которые вызывают тревогу среди получателей услуг и персонала в местах ограничения свободы, в том числе в социально-стационарных учреждениях.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и лицам с ограниченными возможностями здоровья ЛОВЗ, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Национальные стандарты и требования к условиям проживания подопечных и предоставления различных услуг (медицинских, социальных, образовательных, досуг культурных) представлены в различных нормативных правовых актах, но, к сожалению, многое не имеет место быть в практике. В законах прописаны определённые нормы, начиная от квадратных метров на человека и заканчивая нормами питания, до медицинского обеспечения. Здания всех 4 ССУ были построены еще в середине 20 века, примерно в 60-70 гг.

В ходе исследования было проведено 45 интервью с пациентами ССУ. В интервью приняло участие 23 подопечных (получателей социальных услуг) мужского пола и 22 подопечных женского пола. Одним из главных вопросов исследования было соблюдения права пользователей услуг (подопечных) на благоприятные условия проживания.

70 % опрошенных отметили, что довольны условием проживания. Надо отметить, что большая часть подопечных проживают в ССУ еще с младенчества и просто не знают других условий и норм жизни. Задавая вопрос и интересуясь по условиям проживания, они могут только сравнивать условия с предыдущим проживанием в иных ССУ. Малый процент подопечных составляют граждане, прибывшие в ССУ уже в более зрелом возрасте по определённым причинам. Для подопечных считается нормальным проживать в комнате в 9 квадратных метров 4 – 5 человека, что не соответствует нормам, прописанным в НПА КР.

При осмотре помещений и комнат для проживания не было предметов личного назначения. Многие шкафы в комнатах были пусты, без личных вещей, без одежды, проживающих в этих комнатах. Не было информации, кто проживает в комнатах, что тоже не соответствует правилам, т.е. любого человека можно указать как лица проживающего в комнатах. Многие подопечные ответили, что администрация иногда меняют, переселяют из комнаты в комнаты, без личного согласия самих подопечных. На вопрос чем это мотивировано никто не смог внятно ответить.

ПРАВО НА СВОБОДУ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

В ходе исследования было решено охватить разные типы учреждений. Все ССУ по республике получают одинаковое финансирование, одинаковое обеспечение со стороны государства. Но когда посещаешь учреждение психоневрологического направления, уже при входе на территорию замечаешь большую разницу. Разница в общении персонала, разница, начиная от благоустройства территории, заканчивая коридорами и комнатами.

В ходе исследования подопечным был задан вопрос: «Каковы условия в ССУ?». Абсолютное большинство (90 %) ответили: «Хорошо». Чтобы вы хотели изменить — 50% отметили, что было бы хорошо, иметь возможность выходить за территорию ССУ свободно и в любое время.

2 человек из 45 опрошенных пациентов сообщили, что по отношению к ним персоналом ССУ применялось физическое или психологического воздействие. На грубое отношение со стороны персонала ССУ жаловались подопечные Бакайатинского ССУ.

ПРАВО ПОДОПЕЧНЫХ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И СВЯЗЬ С ВНЕШНИМ МАТЕРИАЛЬНЫМ МИРОМ

Исследование охватило 4 ССУ — 2 из которых относиться к закрытому типу, 2 полузакрытого типа. Когда на практике мы начинали беседовать с подопечными практически все 4 можно было отнести к закрытому типу. Со слов сотрудников учреждения этому предшествуют такие проблемы как алкоголизм, потеря памяти. Учитывая штатное количество сотрудников и количество проживающих подопечных, физически уследить за всеми не является возможным. В силу этого учреждение чаще ограничивает свободе передвижения пациентов, подопечных.

Были моменты, когда сотрудники учреждений говорили: « если наши мужчины выйдут то могут и не вернуться, они находят друзей собутыльников, потом мы их ищем неделями, поэтому их лучше не выпускать»

Социальный характер и условия труда сотрудников ССУ

Работа со слов сотрудников ССУ очень тяжелая , особенно это показало ситуация с пандемией. В ходе проведения фокус группы среди сотрудников ССУ были выявлены такие проблемы как низкая заработная плата, очень тяжелая работа. Практически во всех 4 ССУ сотрудников не хватает.

« …..у нас очень маленькая заработная плата, я ухаживаю за 30 подопечными в свою смену, среди них есть очень крупные люди, которые лежачие их нужно купать, переодевать, менять белье. Честно мы здесь уже все заработали кучу болезней и заработная плата не оправдывает этого. Но мы не можем пойти на другую работу потому что ее нет. А если уйду кто будет здесь работать».

« мы месяцами жили здесь чтобы не дай бог заразить или не принести вирус с наружи…… мы детей семьи свои не видели пока был карантин» — сказали сотрудники ССУ.

Ситуация с кадровой политикой в этих учреждениях показала, что нет психолога роль психолога и психиатра в регионах выполняют врачи другого профиля. Это либо врачи-пенсионеры, либо врачи на полставки.

РЕКОМЕНДАЦИИ
Жогорку Кенешу Кыргызской Республики:
1. Необходимые изменения в целях совершенствование национального законодательства в соответствии международными и ратифицированными стандартами.

2. В соответствии с обязательствами в рамках ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, необходимо создать специальный орган с целью мониторинга исполнения требований норм прописанных в данной Конвенции.

 Правительству Кыргызской Республики:
1. Провести реформы в системе социального обслуживания пользователей услуг в социальных стационарных учреждениях. Деятельность ССУ в Кыргызстане требует изменения и введения реформ, а именно исключения «режимности» и создания открытых социальных стационарных учреждений.

2. Увеличить бюджет ССУ с целью повышения заработной платы сотрудников, увеличение штатных единиц социальных стационарных учреждений и Центра реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья при МТСР Кыргызской Республики.

3. Создать рабочую группу при Министерстве МТСР с привлечением экспертов ( при возможности международных), в состав рабочей группы ввести специалистов с МТСР КР, МЗ КР, МФ КР, НЦПП КР, аппарата Омбудсмена КР, ГО и провести мониторинг во всех ССУ МТСР, на предмет соответствия национальному законодательству и международным стандартам, всех норма и требований.

Министерству труда и социального развития Кыргызской Республики:
— Разработать учебный модуль и провести обучение всех работников ССУ относящиеся к МТСР тренингам по профессиональному выгоранию, современным подходам реабилитации, социализации подопечных. Для разработки привлечь экспертов международного уровня.

— Психоневрологическое социальное стационарное учреждение не должно быть закрытым учреждением, их сотрудники должны быть воспитатели и не нянечки (советский поход) а помощники и наставники.

— Пересмотреть принципы реабилитации людей с психическими расстройствами и перенять успешный опыт других стран.

— Привести условия содержания в ССУ в соответствие требованиям международных стандартов и национального законодательства.

Авторы: Исследовательская группа Алымова А.К, Абдыраиомов Н.А, Ормонбекова Г.Ы.