Бакыт Мойдунов, сотрудник АНПО «Эдвокаси Центр по Правам Человека», в рамках реализации проекта «Защита прав жертв пыток и оказание помощи государству в усилении мер по предупреждению применения пыток и жестокого обращения в тюрьмах», также являясь членом Координационного Совета Национального центра КР по предупреждению пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказаний совместно с региональными сотрудниками Национального Центра по Предупреждению Пыток КР (далее НЦПП КР) осуществляет мониторинг закрытых учреждений по соблюдению и зашиты прав подозреваемых\обвиняемых лиц в совершении преступлений и проступка, а также в предупреждении применения пыток и жестокого бесчеловечного обращения в отношении к задержанным гражданам со стороны правоохранительных органов.
Расскажите, какие районы вы охватываете, как проходит мониторинг, на что вы обращаете внимание?
Мониторинг закрытых учреждений проводится достаточно давно, уже на протяжении нескольких лет, однако в этом году пандемия коронавирусной инфекции внесла коррективы в нашу работу. Во время пика карантинных мер, в СИЗО г. Ош и ИВС УВД г. Ош был ограничен доступ для посещения с целью мониторинга без ПЦР-анализа на Covid-19. Сейчас эпидемиологическая ситуация в г. Ош и в целом в регионе улучшилась, хотя все равно существует опасность.
В рамках мониторинга мы охватываем 7 районов Ошской области, где посещаем ИВС (изолятор временного содержания), расположенные в Узгенском, Араванском, Ноокастком, Кара-Кульджинском, Кара-Сууйском, Алайском и Чон-Алайском районах.
В настоящее время есть доступ для посещения и мониторинга изоляторов временного содержания при отделах внутренних дел МВД КР в регионах, а также в городе Ош расположено СИЗО (Следственный изолятор), относящийся к Государственной службе исполнения наказаний при Правительстве КР (ГСИН КР).
Во время своей работы на что вы обращаете внимание?
При задержании гражданина, подозреваемого в каком-либо преступлении или проступка на основании ст.98 УПК КР со стороны уполномоченного лица принимается решение в целях пресечения преступления или проступка, выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о заключении его под стражу. До водворения в ИВС подозреваемое лицо должно пройти медицинское освидетельствование, до истечения 45 часов с момента фактического задержания подозреваемый должен быть доставлен в суд для решения вопроса о законности и обоснованности его задержания, где принимается решение о мере пресечения такие как: подписка о не выезде, домашний арест, поручительство или содержание под стражей.
В случае, на основании постановления суда в отношении подозреваемого лица было принято решение о содержании под стражей, то его должны перевести в следственный изолятор. Обвиняемые в совершении преступлений могут переводиться в изоляторы временного содержания (ИВС) в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы (СИЗО), из которых ежедневная их доставка невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца. Основанием для такого перевода являются постановление (определение) суда, постановление прокурора, следователя с письменного согласия прокурора, осуществляющего надзор.
Например, гражданина задержали по подозрению в преступлении или проступке в Чон-Алайском районе Ошской области. Если в отношении подозреваемого лица решением суда было вынесено постановление о содержании под стражей, в таком случае, если невозможно доставить гражданина в СИЗО г.Ош из-за отдаленности, то содержание подозреваемого в совершении преступления или проступка в ИВС не должно превышать более 10 суток. Так как длительное содержание в ИВС не предназначено и приравнивается к жестокому обращению.
В ходе мониторинга, ранее, мы выявляли нарушения, в рамках которых задержанные граждане содержаться в закрытых учреждениях в нарушении закона, где нахождения срока содержания превышает 10 дней, данные случаи в основном фиксируются в районных ОВД. В городе Ош, граждан, подозреваемых в совершении какого-либо преступления или проступка содержат в закрытых учреждениях. Содержание в ИВС нарушается в отношении женщин и несовершеннолетних детей, так как для таких лиц СИЗО расположено в Жалал-Абадской области. Есть случаи, когда, данные граждане не доставляются в учреждение своевременно и содержатся в нарушении норм законодательства. Как заявляло руководство ОВД Ошской области и УВД г. Ош причинами данного нарушения является отсутствия горюче-смазочных средств для транспортировки задержанных.
Какие процедуры должен протии задержанный гражданин при водворении в ИВС?
Еще одним немаловажным фактом является, то что при водворении гражданина в ИВС он должен пройти медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие телесных повреждений, а также врачи изучают общее состояние здоровья гражданина, фиксируют заболевания и иные жалобы на самочувствие и другое.
Врачи, при проведении медицинского освидетельствования в процессе фиксирования телесных повреждений должны оформлять медицинские документы по форме Стамбульского протокола (эффективное документирование следов пыток). Однако, как мы отслеживаем в ходе мониторинга закрытых учреждений, врачи проводят медицинский осмотр, граждан, водворяемых в ИСВ и СИЗО по стандартной Форме 25(амбулаторная карта) или на чистом листе бумаги(А4).
В ходе мониторинга закрытых учреждений, в каких условиях содержаться задержанные граждане?
Как сотрудник Эдвокаси Центра, я являюсь членом Координационного Совета Национального центра КР по предупреждению пыток (далее НЦППКР), в соответствии Закона о НЦПП КР, члены Координационного Совета НЦПП КР имеют право беспрепятственно посещать все закрытые учреждения без уведомления в любой день и в любое время суток, с целью мониторинга условий содержания задержанных граждан.
Также, в ходе мониторинга, мы обращаем внимание на условия содержания задержанного гражданина в закрытом учреждении.
Согласно закону КР «О порядке и условиях содержания под стражей по подозрению и обвинению в совершении преступлений», где есть пункты, которые указывает на точное количество квадратных метров на 1 человека, содержащегося в камере.
Как происходит работа по выявлению пыток или жестокого бесчеловечного обращения к задержанным гражданам?
Также, если к нам поступают заявления от задержанных граждан, содержащихся в закрытых учреждениях о фактах применения пыток или жестокого обращения с целью получения признательных показаний со стороны должностных лиц, то сотрудник Эдвокаси Центра в лице члена координационного совета и региональные сотрудники НЦПП КР в доверительной обстановке проводят беседы с гражданами, содержащимися в закрытом учреждении, без присутствия посторонних лиц, то есть сотрудников правоохранительных органов.
В случае согласия со стороны предполагаемой жертвы пыток, оформляется письменное Заявление на имя директора ЭЦПЧ и в последующем проводится предварительная проверка для сбора доказательной базы для правовой защиты нарушенных прав заявителя.
Бывают такие моменты, когда предполагаемые жертвы пыток своевременно не обращаются за помощью по фактам применения в отношении них пыток или жестокого и бесчеловечного обращения. Они обращаются к нам, спустя длительное время, когда все следы телесных повреждений заживают.
В таких случаях если в первичных медицинских документах телесные повреждения по каким-то причинам не были зафиксированы, доказать факты применения пыток довольно сложно. Как доказательство применения пыток в отношении задержанных, можно привлечь психологов и провести психолого-психиатрическую экспертизу. Специалисты при помощи специальных тестов и программ, могут выявить степень причиненной психологической травмы или степень страданий, которые получил гражданин ранее.
В рамках реализации проекта «Защита прав жертв пыток и оказание помощи государству в усилении мер по предупреждению применения пыток и жестокого обращения в тюрьмах» реализуемого АНПО «Эдвокаси Центр по Правам Человека» при поддержке Института «Открытое общество» (Open Society Institute) будет проводится работа по мониторингу закрытых учреждений в г.Ош и Ошской области.
Беседовала: Н.Секерина.