В то время как в большинстве стран Европы за послевоенный период численность заключенных значительно выросла, а в скандинавских странах существенно не изменялась, Финляндии удалось снизить уровень инкарцерации с 180 человек на 100 000 населения в 1950 г. до 57 человек в 2014 г. Это оказалось возможным благодаря серии реформ, которые проводились последовательно и целенаправленно на протяжении нескольких десятилетий на всех уровнях, начиная с политического и кончая административным.

Разные пути исправления

Началу реформ в середине 1960-х годов способствовал установившийся в социологии консенсус, известный как «nothing works» doctrine. Согласно этой доктрине, эффективность любых программ реабилитации преступников с точки зрения профилактики рецидивизма чрезвычайно низка. Однако в разных странах из этой доктрины сделали разные выводы.

США или в значительной степени Великобритания пошли по пути наращивания инкарцерации по принципу «Если преступника нельзя исправить, то его хотя бы можно обезвредить, изолировав от общества». Финляндия реализовала ровно противоположную политику, которую в целом можно сформулировать примерно так: «Пенитенциарная система не помогает снизить общественный ущерб от преступности, но мы хотя бы можем снизить общественный ущерб от самой пенитенциарной системы».

Традиционные лозунги уголовной политики, такие как возмездие и защита общества от преступника, в Финляндии сменились идеей минимизации вредного воздействия как самой преступности, так и борьбы с ней, снижения соответствующих затрат, а также «справедливого распределения» издержек между обществом, преступником и жертвой. По предложению финских криминологов эти идеи были зафиксированы в Декларации Криминологического конгресса ООН в 1970 г.

При этом в рамках новой уголовной политики в Финляндии от идеи превенции не отказались полностью, но стали понимать ее не как продукт устрашения, которое вызывает уголовное наказание, а как результат изменения морали и ценностей. Иными словами, привлечение к ответственности и наказание призвано выразить общественное неодобрение определенных поступков, с тем чтобы люди воздерживались от них не из страха, а из нежелательности порицания.

Сравнение четырех скандинавских стран, близких социально, экономически, культурно и в части устройства правовой системы, убедительно демонстрирует, что эта стратегия оправдала себя. В Финляндии за период с 1950 г. численность заключенных снизилась более чем втрое. При этом зарегистрированное число преступлений в Финляндии росло почти теми же темпами и было подвержено ровно тем же незначительным колебаниям трендов, что и у соседей, где численность заключенных оставалась неизменной.

Методы снижения тюремного населения

За период с 1966 г. было принято множество законодательных мер, в совокупности позволяющих радикально уменьшить тюремное население. В их числе:

  • Введение института «отказа от санкций». Полиции, прокурорам и судьям предоставлены полномочия отказаться от обвинения или наказания. Пределы этих полномочий установлены законом. В основном «отказ от санкций» применяется по обвинениям незначительной тяжести, а также в случае успешного прохождения медиации;
  • Меры, направленные на сокращение численности содержащихся под стражей до вынесения приговора, такие как сужение перечня правонарушений, предусматривающих предварительное заключение. Такие меры принимались дважды;
  • Сужение применения, а затем и полная отмена превентивного заключения (это вид наказания в виде тюремного заключения, в котором никакой конкретный срок не устанавливается и преступника могут содержать в тюрьме, пока не сочтут исправившимся и безопасным для общества);
  • Амнистия;
  • Расширение УДО;
  • Декриминализация либо смягчение наказаний за ряд ненасильственных деяний, прежде всего связанных с употреблением алкоголя и неуплатой штрафов, а также за кражу. Меры такого характера принимались 7 раз.
  • Расширение перечня наказаний, не связанных с лишением свободы. Такие меры принимались 10 раз, в том числе трижды в отношении несовершеннолетних и юных правонарушителей.

В 1977 г. были приняты общие правила назначения наказаний, которые уменьшили значение рецидивизма как фактора, отягчающего назначаемые санкции:

  • Введено наказание в виде комбинации штрафа с условным лишением свободы в качестве замены заключению.
  • Проведена реформа системы штрафодней в сторону увеличения сумм допустимых штрафов, чтобы их можно было назначать не только за незначительные проступки, но и за более серьезные правонарушения вместо лишения свободы.
  • В качестве замены тюремному заключению введены общественные работы. Если осужденному было назначено наказание в виде лишения свободы сроком до 8 месяцев, оно заменяется общественными работами из расчета «один час работ за один день тюремного заключения» при согласии осужденного и при возможности выполнения им таких работ. Общая продолжительность работ может составлять от 20 до 200 часов.
  • Надзор за осужденными, выполняющими общественные работы, осуществляется только в части выполнения возложенных трудовых обязанностей. На практике доля неисполняемых осужденными предписаний об общественных работах составляет 5–18%.
  • Проводилась осознанная политика по назначению приговоров в виде лишения свободы для несовершеннолетних и молодых людей в возрасте 18–20 лет только в исключительных случаях.

Процесс реформирования изменил вектор с середины 1990-х годов. В это время был принят ряд мер, ужесточающих наказание за некоторые правонарушения, прежде всего связанные с оборотом наркотиков, с домашним насилием и с преступлениями против сексуальной неприкосновенности личности.

Это привело к возобновлению роста снизившегося тюремного населения: достигнув минимума в 55 человек на 100 000 населения в 2000 г., оно увеличилось до 72 к 2006 г. Следует отметить, что тренд к росту инкарцерации в первой половине 2000-х годов и снижению начиная с 2006 г. или позднее характерен для большого числа европейских стран.

Смягчение правил УДО

Однако после 2006 г. тенденция вновь переломилась. Начиная с 2006 г. снижение тюремного населения происходило благодаря более широкому применению условного наказания и досрочного освобождения, в том числе в комбинации с электронным мониторингом поведения осужденных. Минимальный срок, который надо отбыть для УДО, трижды сокращался и в итоге снизился с 6 месяцев до 14 дней. УДО стало применяться «по умолчанию»: в настоящее время полностью назначенный срок реального лишения свободы отбывают лишь считанные единицы заключенных. Для приговоренных к пожизненному заключению УДО возможно после отбытия 12 лет. Решение об УДО принимает директор тюрьмы.

“Правда о финских тюрьмах” из серии “Тюрьмы мира”. Видео 2009 года детально описывает состояние финских тюрем в разгар реформ. (Доступны русские субтитры)

УДО может сопровождаться надзором за освободившимся. Под надзор помещают примерно 20%, а срок нахождения под надзором равен времени, оставшемуся до конца назначенного срока, но не может быть менее 3 месяцев и более 3 лет. Нарушение правил надзора теоретически может привести к возвращению в тюрьму, однако на практике, если человек не совершил нового преступления, наказуемого тюремным заключением, этого не происходит.

“Свобода под надзором”

Дополнительно к УДО для приговоренных к более длительным наказаниям был введен институт «испытательного периода свободы под надзором». Испытательный период может начаться за 6 месяцев до наступления срока УДО и предполагает более строгие правила поведения, которые должен соблюдать освободившийся (включая запрет на употребление алкоголя и наркотиков), и более строгие процедуры проверки по сравнению с обычными для  УДО.

Освобожденные под надзором должны иметь при себе всегда включенный отдельный телефон с GPS, предназначенный только для связи с тюрьмой либо экстренными службами. Местонахождение человека контролируется через GPS и проверочными звонками. Это дешевле и менее унизительно и неудобно, чем традиционные технические средства надзора («браслеты»).

Культурная среда изменений

Несмотря на снижение тюремного населения, ежегодное количество приговоров к реальному лишению свободы за послевоенный период в Финляндии не менялось. Несмотря на общий рост числа случаев привлечения к уголовной ответственности, в 2008 г. количество приговоренных к реальному лишению свободы было почти таким же, как в 1950 г. Таким образом, инкарцерация снижалась за счет сокращения периода времени, которое осужденный проводит в заключении, а также за счет роста доли условных приговоров и приговоров к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Так, в 60% рассматриваемых судами случаев нарушителя приговаривают к штрафу. В общей массе всех приговоров к лишению свободы в 2008 г. условные приговоры составили 70% (в 1950 г. — 30%), а из них впоследствии отменяются и заменяются реальным лишением свободы из-за нарушения осужденным правил выполнения условного наказания лишь около 5%.

Интересно изменение в назначении наказаний за отдельные виды правонарушений. Например, в 1971 г. 38% осужденных за кражу направлялись в тюрьмы, а в 1991 г. — всего 11%. Что касается вождения автомобиля в состоянии опьянения, то в 1971 г. отбывать реальные сроки приходилось 70% таких нарушителей (то есть суды были склонны сажать нетрезвых водителей вдвое чаще чем воров!), а в 1981 г. — уже только 12%.

Анализируя историю пенитенциарных реформ в Финляндии, исследователи отмечают важность не только институциональных изменений, но также политической, правовой и общей культуры, обеспечивших эффективную реализацию выбранных мер. Они подчеркивают важность политической воли и консенсуса в проведении реформ, направленных на снижение инкарцерации, а также активное участие и сотрудничество в их реализации различных элит — не только законодателей, но и судейского корпуса, экспертного сообщества.

Немаловажную роль сыграло и поведение СМИ, воздерживавшихся от публикации материалов, которые создали бы большой публичный спрос на жесткие карательные меры. Очевидно, что в стране с небольшим населением и прочной культурой «сообщества» такое сотрудничество элит в значительной мере естественно, в то время как в крупных странах добиваться его значительно сложнее.

Устройство тюремной системы

Аксиома, согласно которой наказанием является факт лишения свободы, а в остальном заключенные сохраняют все свои права закреплена конституцией Финляндии. Правила функционирования пенитенциарной системы установлены Законом о тюрьмах (2000), который, в частности, гласит: «Условия жизни в тюрьме должны быть такими, чтобы они — в той степени, в какой это возможно, — соответствовали жизненным условиям, преобладающим в обществе. <…> Вред, наносимый лишением свободы, должен быть, если это возможно, предотвращен» (§1:3).

В составе Министерства юстиции существует Департамент уголовной политики, ведающий стратегическим планированием и реализацией уголовной и уголовно-исправительной политики, профилактикой преступности и обеспечением деятельности прокуратуры, и отдельное от него структурное подразделение — Агентство уголовных санкций, которое ведет практическую работу по исполнению как лишения свободы, так и общественных работ.

У пенитенциарной системы есть многоступенчатая система подготовки и переподготовки кадров. Рядовые сотрудники и младшие руководители проходят подготовку в собственных учебных центрах пенитенциарной службы, а персонал более высокого уровня, как правило, имеет университетское образование.

В Институте подготовки персонала тюрем и службы пробации Министерства юстиции проводятся базовые курсы обучения, курсы повышения квалификации и переподготовки, а также разрабатываются и оцениваются программы снижения рецидива. Институт, благодаря партнерству с одним из университетов, имеет право присваивать степень бакалавра.

Обучение на базовом курсе полувоенизированное, что предполагает ношение учащимися униформы, соблюдение распорядка дня, проживание в общежитии, обязательное посещение всех занятий. Базовый курс, длящийся 13 месяцев, включает в себя 40 недель теории и 13 недель практики. Практику курсанты проходят в учебных центрах при тюрьмах. Во время обучения они получают заработную плату стажера-охранника. По окончании курса выпускник обязан отработать в пенитенциарной системе определенное количество времени, в противном случае с него будут взысканы как выплаченная заработная плата, так и расходы на обучение.

В 2011 г. в Финляндии функционировали 28 тюрем вместимостью от 40–50 до чуть более 300 человек: 16 закрытых разной степени обеспечения безопасности и 12 открытых. В открытых тюрьмах нет охраны, а заключенные могут покидать территорию в дневное время — например, для выхода на работу, посещения врача, церкви и даже совершения покупок. В пенитенциарной системе есть две тюремные больницы: общая и психиатрическая.

Среднее ежедневное число заключенных в 2010 г. составляло 3 000 человек, а число сотрудников пенитенциарных учреждений — 3 300 человек. В открытых тюрьмах содержится примерно 20% заключенных. Расходы на содержание одного заключенного составляли примерно 200 евро в день в закрытых и 160 — в открытых тюрьмах.

Положение заключенных

Для каждого заключенного тюремная администрация составляет индивидуальный план отбытия наказания, предусматривающий, чем и как он будет заниматься, когда и при каких условиях может рассчитывать на смягчение режима или УДО и т. п. Этот план по мере необходимости может корректироваться.

Заключенные имеют право переписки и телефонных разговоров, при этом коммуникации подвергаются цензуре. Есть право на свидания и отпуск из тюрьмы. Установлена процедура предоставления планового отпуска, для получения которого осужденный должен выполнить определенные требования, однако все заключенные также имеют право на отпуск по исключительным причинам.

Ежедневной работой обеспечены около 40% заключенных. Традиционными тюремными производствами являются работы по дереву, металлу и сельское хозяйство. В открытых тюрьмах заключенные работают по найму. Если работодателем выступает Агентство уголовных санкций, он оплачивается по ставкам от 3,70 до 4,50 евро в час, а если работодателем является иное лицо, ставка может достигать 7,30 евро в час. С этих заработков вычитают налоги, а также расходы на содержание заключенных. Заключенным открытых тюрем также могут разрешить работу за пределами тюрьмы.

В закрытых тюрьмах заключенные по найму не работают, но привлекаются к труду с воспитательными целями, получая за это пособие в размере от 0,7 до 1,2 евро в час, не облагаемое налогом. Пособие положено и осужденным, проходящим обучение. Однако пособие не выплачивается, если полезная деятельность финансируется из другого источника (например, заключенный получил грант на обучение). Занятия по профессиональному обучению посещают более половины заключенных; примерно 20% получают в местах лишения свободы начальное или среднее образование. В тюрьмах осуществляются разнообразные программы лечения алкогольной и наркотической зависимости, а также психосоциальной реабилитации.

Медиация

Медиация не является частью системы уголовного правосудия, а предваряет его. Медиация почти всегда проводится по инициативе полиции или государственного обвинения (в 2007 г. — 94% случаев), а в делах о домашнем насилии — только по инициативе полиции или государственного обвинения. Законодательство не устанавливает четких критериев, в соответствии с которыми назначается или не назначается процедура медиации. Равным образом не существует и однозначно определенных правовых процедур, освобождающих от уголовной ответственности или гарантирующих смягчение наказания при условии успешной медиации, однако на практике чаще всего так и происходит, за исключением обвинений в серьезных преступлениях, которые, скорее всего, будут переданы в суд независимо от процедуры медиации.

Обязанность по организации посредничества между преступником и жертвой возложена на региональные власти, которые делают это в партнерстве с муниципалитетами и НКО. Основная практическая работа по медиации выполняется силами волонтеров. Конечной целью процесса медиации является заключение письменного договора между преступником и пострадавшим. Предметом такого договора могут быть денежная компенсация или возврат похищенного, принесение извинений, обещание не повторять проступок. Иногда (чуть меньше чем в 10% случаев) в результате медиации сам потерпевший отказывается от выдвижения требований.

В 2007 г. медиация осуществлялась в отношении 9000 правонарушений (как правило, это незначительные преступления против собственности или наименее опасные насильственные преступления). К соглашению удалось прийти в 60% случаев, и в 90% случаев взятые правонарушителем обязательства были соблюдены.