Как прошел 2020 год для сотрудников аппарата Омбудсмена по г.Ош и Ошской области? Кто обращался за помощью? В чем заключаются особенности работы государственных правозащитников?

Из милиции в правозащитники

Уполномоченный Омбудсмена КР по г.Ош и Ошской области  61-летний Шамбеталы Казыбекович Касымов рассказал как стал правозащитником. Он родился в селе Кызыл-Сенир Узгенского района, в 17 лет устроился на работу в ткацкий цех Ошского хлопчато-бумажного комбината слесарем-ремонтником. Через 1,5 года работы его забрали служить в армию. По возвращении он пошел служить в органы внутренних дел.

На службе в системе МВД Шамбет Касымов провел 34 года. Стал хорошим аналитиком, получил множество почетных грамот, 17 медалей от разных ведомств (МВД, ГКНБ, МЧС).

Что делать после 34 лет в милиции? Шамбет Касымов решил, что может принести пользу обществу и подал документы на конкурс по отбору на позицию уполномоченного Омбудсмена (Акыйкатчы) КР по г.Ош и Ошской области.

Это было неожиданное решение для многих бывших коллег, но он объяснил это так: и милиция, и Омбудсмен призваны защищать права граждан. По опыту он убедился, что милиция выступает не только защитником граждан, но и является карательным органом. Также были сомнения, сможет ли бывший милиционер защищать права граждан?

По Закону КР «Об Омбудсмене» от 2002 года, ведомство осуществляет контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории Кыргызской Республики. Согласно требованиям, Омбудсменом может стать гражданин страны в возрасте от 30 до 65 лет. По статусу орган не подчиняется местной власти, что является одним из преимуществ в отстаивании интересов граждан.

С 2014 года по сей день Шамбет Касымов является уполномоченным Омбудсмена КР по г.Ош и Ошской области. «Здесь я понял, насколько важно защищать права граждан. Стал глубже изучать законы страны, международное законодательство. Стал более критично смотреть на работу милиции, на встречах с бывшими коллегами озвучиваю недостатки их работы, так как на них поступают жалобы граждан».

В аппарате Омбудсмена по г.Ош и Ошской области работает 5 человек. Этого недостаточно для такой большой территории, по официальным данным количество жителей в Оше и области составляет 1 680 584 человека (в Оше более 312 тысяч).

Особенный год позади

В период чрезвычайного положения учреждение не прекращает своей деятельности, говорится в Законе «Об Омбудсмене», поэтому в 2020 году сотрудники работали как обычно: выезжали в регионы, посещали закрытые учреждения, принимали заявления граждан и т. д. Были сложности с пересечением блок постов, даже на смотря на наличие пропуска, что связано с незнанием законов, пояснил Касымов. Когда суды частично закрылись, временно приостановилась работа по мониторингу судебных процессов.

В стране действует круглосуточная «горячая линия» Омбудсмена по номеру 115, по территориальности заявления передавали ошским сотрудникам.

В ноябре после посещения одного из митингов, связанных с прошедшими выборами, Шамбет Касымов почувствовал недомогание и вскоре у него выявили коронавирусную инфекцию. Полтора месяца он провел в больницах Оша и Бишкека, у него было поражено 65% легких. Он очень тяжело перенес заболевание, благодарен врачам за помощь, а коллегам за поддержку. С радостью вернулся на работу, продолжает помогать людям.

Кто и по каким вопросам обращается в аппарат Омбудсмена?

Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения повлияли на снижение количества заявлений, если в 2019 году было 300 заявлений, то в 2020 — 210.

По способу обращения 165 заявлений поступило через общественную приемную, 38 заявлений были направлены из центрального аппарата, 4 жалобы через сайт организации.

Помимо 210 письменных заявлений, были даны устные юридические консультации почти 500 гражданам.

Наибольшее количество жалоб было по городу Ош — 107, по районам лидирует Кара-Суйский район — 36, затем Ноокатский — 21, Узгенский 12 и т.д.

Возраст заявителей от 17 до 90 лет, чаще всего это люди от 30 до 60 лет. Почти 40% заявителей являются безработными, также были пенсионеры (17%), работники бюджетных организаций (12%) и т. д.

Более 78% заявлений были по гражданским правам, остальные касались уголовных дел. Было направлено 6 актов реагирования. По 33 заявлениям вопросы были решены в пользу заявителя.

НЦПП и аппарат Омбудсмена: сходства и различия

За прошлый год поступило 2 заявления по вопросам применения пыток и жестокого обращения, из них одно заявление направлено в центральный аппарат, по второму ранее органы прокуратуры провели следственные мероприятия и передали в Управление финансовой полиции, но факты не подтвердились.

Что касается работы по вопросам пыток и жестокого обращения, то часто путают или смешивают работу аппарата Омбудсмена и Национального Центра по предупреждению пыток и жестокого обращения (НЦПП). Оба государственных правозащитных института проводят совместный мониторинг закрытых учреждений, принимают заявления граждан. Важное отличие в том, что сотрудники аппарата Омбудсмена имеют право на проведение своего расследования факта о применении пыток или жестокого обращения. А деятельность НЦПП ограничивается принятием заявления и направлением его в органы надзора. Но НЦПП проводит внезапные проверки, что весьма эффективно в плане выявления нарушений. И те, и другие выполняют важную работу по предупреждению и защите граждан от пыток, каждый имеет статус независимого государственного правозащитного института.

Работа с населением

Как руководитель Шамбет Касымов требовательно относится к выполнению профессиональных обязанностей своими сотрудниками, особенно это касается соблюдения этических норм, ведь к ним в поисках справедливости обращаются люди со своими проблемами. Милицейской стаж научил его работать с населением, проявлять участие при приеме посетителей, принимать решения и нести за это ответственность. Именно работа с населением является показателем морально-нравственных качеств сотрудника. «Я требую от сотрудников, чтобы они были внимательны, вежливы, терпеливы в работе с людьми. Когда к нам приходит человек и в слезах рассказывает о проблеме, я переживаю вместе с ним, стараюсь его успокоить, потом разъясняю его дело с позиции закона. Мы делаем все, что в наших силах. Сотрудникам я говорю, чтобы после беседы заявитель выходил от нас не со слезами, а надеждой, с улыбкой. Человеку нужно, чтобы кто-то защитил его права и это наша обязанность».

Касымов отметил, что после принятия нового уголовного законодательства участились заявления на следователей, так как согласно новым нормам сроки следствия не ограничены.

В 2020 году на органы местного самоуправления поступило 30 заявлений, на организации — 24, на деятельность судов — 23, на действия сотрудников милиции — 20.

Мониторинг судебных процессов по заявлениям граждан является важной работой аппарата Омбудсмена. Сотрудники выезжают в районные суды для проведения мониторинга, они посетили 5 процессов в Узгене, 7 в Кара-Кульдже, 5 в Ноокате, 9 в Кара-Суу.

«Присутствие сотрудника на процессе способствует соблюдению норм справедливого судопроизводства», — уверен Касымов. Это отмечается в мелочах, таких как: проведение процесса не в кабинете, а в зале, наличие мантии, зачитывание прав и обязанностей сторон процесса, требование по соблюдению правил поведения и др.

Люди нуждаются в квалифицированной правовой помощи, поэтому часто их направляют в Центры по оказанию бесплатной правовой помощи по линии ГГЮП (гарантированной государственной юридической помощи).

Аппарат Омбудсмена тесно взаимодействует с общественными правозащитными организациями.

Взаимодействие имеет общую цель — содействие соблюдению прав граждан.

Источник www.birduino.kg