Пробация в Украине
Национальная пробация Украины состоит из трех видов пробации, обусловленных особенностями правового статуса лиц (субъектов пробации) в системе правосудия: досудебная пробация, надзорная пробация и пенитенциарная пробация.
Досудебная пробация – это обеспечение суда формализованной информацией, характеризующей обвиняемых, с целью принятия судом решения о мере их ответственности.
Досудебная пробация применяется на этапе судебного производства в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления, и заключается в составлении досудебного доклада – письменной информации, характеризующей личность обвиняемого.
Основанием для применения досудебной пробации является письменный запрос суда в адрес органа пробации о предоставлении досудебного доклада.
Для подготовки досудебного доклада персонал органов пробации имеет право получать информацию об обвиняемом от предприятий, учреждений, организации или уполномоченных ими органов, а также от граждан.
Досудебный доклад должен содержать социально-психологическую характеристику обвиняемого, оценку риска совершения повторного уголовного правонарушения и заключение о возможности исправления без ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок.
Досудебный доклад готовится по специальной научно обоснованной методике, которая определяет возможный риск совершения правонарушителем повторного преступления, конкретные условия его жизнедеятельности, возможное негативное влияние на его поведение, а также предложение о путях устранения такого негативного воздействия средствами пробации без изоляции правонарушителей от общества.
Информация, предоставленная органом пробации, может быть взята во внимание судом при вынесении приговора.
Надзорная пробация – это осуществление надзорных и социально-воспитательных мероприятий по:
– осужденным к наказаниям в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также в виде общественных работ или исправительных работ;
– лицам, которым наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок заменено наказанием в виде общественных работ или исправительных работ;
– лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием, а также освобожденных от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
– лиц, осужденных к ограничению свободы и направленных для отбывания наказания в исправительных центрах.
Основанием для применения надзорной пробации законодательство определяет соответствующие судебные решения (приговор или постановление суда), а также акт о помиловании, которым наказание в виде лишения или ограничения свободы заменено на более мягкое наказание.
В период надзорной пробации в отношении осужденных осуществляется надзор (мероприятия органов пробации по месту жительства, работы и учебы осужденных с целью соблюдения ими обязанностей, предусмотренных законом и возложенных на них судом).
Согласно стандартам, изложенным в Правилах Совета Европы о пробации (2010), кроме контроля, который предусматривает применение или возможность применения более строгого наказания в случае невыполнения осужденными обязанностей, надзор также предусматривает меры по оказанию поддержки и помощи осужденным со стороны органа, исполняющего наказание, или другого субъекта, действующего от его имени.
Социально-воспитательная работа – это целенаправленная деятельность персонала органа пробации для достижения цели исправления осужденных.
Она проводится по индивидуальному плану работы с осужденными с учетом оценки рисков совершения повторных уголовных правонарушений и предусматривает дифференцированный подход при предоставлении консультативной, психологической и других видов помощи; содействие трудоустройству и обучению; участие в воспитательных мероприятиях и социально полезной деятельности; проведение индивидуально-профилактической работы.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБАЦИОННЫХ ПРОГРАММ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ ОТ 18 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА № 24).
Пробационные программы назначаются по решению суда лицам, освобожденным от отбывания наказания с испытанием. Они предусматривают комплекс мероприятий, направленных на коррекцию социального поведения или ее отдельных проявлений, формирование социально благоприятных изменений личности, а также возможности объективной проверки (программа психологической коррекции и программа социальной адаптации, которые нацелены на устранение негативных факторов, которые повлияли и могут в дальнейшем влиять на поведение правонарушителей).
В период надзорной пробации Закон Украины «О пробации» позволяет привлекать волонтеров к осуществлению мер надзора за осужденными и проведению с ними социально-воспитательной работы. Волонтеры пробации – это физические лица, достигшие 18-летнего возраста, которые на добровольной и безвозмездной основе уполномочены органом пробации на выполнение отдельных задач, связанных с пробацией.
По состоянию на 01 января 2020 года функционировали четыре утвержденные пробационные программы для взрослых и несовершеннолетних субъектов пробации: «Изменение криминального мышления», «Преодоление агрессивного поведения», «Предупреждение употребления психоактивных веществ» и «Формирование жизненных навыков».
В соответствии с Положением об организации деятельности волонтеров пробации, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 17.01.2017 № 98/5, предполагается, что деятельность волонтеров осуществляются по следующим направлениям:
– осуществление надзорных мероприятий по месту работы и учебы осужденных;
– проведение социально-воспитательной работы с осужденными;
– составление и реализация индивидуальных планов работы с осужденными;
– проведение индивидуально-профилактической работы с осужденными;
– оказание осужденным консультативной, психологической и других видов помощи;
– оказание помощи в трудоустройстве и обучении осужденных, привлечении их к воспитательным мероприятиям и социально полезной деятельности;
– реализация пробационных программ в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием;
– осуществление мероприятий по подготовке лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, до освобождения;
– реализация других мероприятий, направленных на исправление осужденных и предупреждение совершения ими повторных уголовных правонарушений.
Пенитенциарная пробация – это подготовка лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, к освобождению (трудоустройство, создание бытовых условий по избранному ими месту жительства после освобождения).
Мероприятия пенитенциарной пробации осуществляются органом пробации по месту, избранному осужденным для проживания после освобождения.
Указанные мероприятия осуществляются на основании обращения администрации учреждения исполнения наказаний в течение месяца со дня поступления обращения путем привлечения органов социального патронажа освобожденных.
По обращению администрации учреждения исполнения наказаний орган пробации по избранному месту жительства осужденного после освобождения совместно с государственными органами и органами местного самоуправления способствует осужденным подготовиться к освобождению в:
– определение места жительства после освобождения;
– устройство в специализированные учреждения для освобожденных;
– госпитализация в учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в стационарной медицинской помощи;
– трудоустройство трудоспособных лиц после освобождения.
ПРОБАЦИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статьей 12 Закона Украины «О пробации» определяются особенности пробации в отношении несовершеннолетних. Пробация в отношении несовершеннолетних направлена на:
– обеспечение их нормального физического и психического развития;
– профилактику агрессивного поведения;
– мотивацию позитивных изменений личности и улучшения социальных отношений.
Дополнительно к подразделениям пробации в Украине функционируют 14 центров ювенальной пробации (в городах: Днепр, Кривой Рог, Запорожье, Мелитополь, Мариуполь, Киев, Житомир, Львов, Ровно, Одесса, Николаев, Полтава, Харьков и Кропивницкий).
Досудебный доклад о несовершеннолетнем правонарушителе дополнительно должен содержать: сведения о влиянии криминогенных факторов на его поведение и рекомендации по мерам, направленным на минимизацию риска совершения им повторных уголовных правонарушений.
Социально-воспитательная работа с несовершеннолетними субъектами пробации может проводиться с привлечением их родителей или законных представителей.
Мероприятия пробации реализуются совместно с органами и службами по делам несовершеннолетних, специальными учреждениями, которые осуществляют их социальную защиту и профилактику правонарушений.
Орган пробации способствует привлечению осужденных к обучению и получению ими полного общего среднего образования.
Основными задачами пробации являются:
– подготовка досудебных докладов в отношении обвиняемых;
– осуществление надзора за лицами, осужденными к наказаниям в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в виде общественных работ или исправительных работ; лицами, которым наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок заменено наказанием в виде общественных работ или исправительных работ; лицами, освобожденными от отбывания наказания с испытанием, освобожденными от отбывания наказания беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет;
– исполнение определенных видов наказаний, не связанных с лишением свободы;
– направление в исправительные центры осужденных к ограничению свободы для отбывания наказания;
– реализация пробационных программ в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием;
– проведение социально-воспитательной работы с осужденными;
– осуществление мероприятий по подготовке к освобождению лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок;
– реализация других мероприятий, направленных на исправление осужденных и предупреждение совершения ими повторных уголовных правонарушений.
Субъектами пробации являются:
– обвиняемые, в отношении которых органами пробации готовятся досудебные доклады;
– лица, осужденные к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также в виде общественных работ или исправительных работ;
– лица, которым наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок заменено наказанием в виде общественных работ или исправительных работ;
– лица, освобожденные от отбывания наказания с испытанием;
– освобожденные от отбывания наказания беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
– лица, осужденные к ограничению свободы, направляемые для отбывания наказания в исправительные центры;
– лица, отбывающие наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, в отношении которых принимаются меры по подготовке к освобождению.
Субъекты пробации имеют право на:
– участие в подготовке досудебного доклада;
– участие в составлении индивидуального плана работы с осужденными;
– получение разъяснений своих прав и обязанностей;
– получение информации об условиях отбывания наказания и осуществления надзора органом пробации;
– получение информации о возможной помощи и консультациях;
– участие в программах и мероприятиях, организуемых органом пробации;
– соблюдение правового режима информации с ограниченным доступом;
– обжалования решений, действий или бездействия персонала органа пробации.
Субъекты пробации обязаны:
– выполнять обязанности, установленные законом и возложенные на них решением суда;
– не совершать правонарушений;
– выполнять законные требования персонала органа пробации;
– предоставлять достоверную информацию персоналу органов пробации.
Субъекты пробации пользуются всеми правами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Украины, кроме ограничений, определенных законами Украины и установленных решением суда.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОБАЦИИ
Для лиц, совершивших правонарушение:
– возможность измениться без изоляции от общества;
– сохранение семейных отношений и связей в обществе;
– сохранение места работы и жилья;
– преодоление вредных привычек и изменение криминального мышления;
– получение поддержки на пути к изменениям и реализации своего потенциала.
Для общества:
– справедливое осуществление правосудия: избрание наказания, необходимого и достаточного для исправления;
– безопасность общества.
Для государства в целом:
– снижение преступности и количества заключенных;
– предупреждение совершения повторных уголовных правонарушений;
– уменьшение расходов на содержание осужденных в местах лишения свободы;
– соблюдение международных стандартов и европейских ценностей.
ИСТОРИЯ ПРОБАЦИИ В УКРАИНЕ
Первая официальная инициатива по созданию в Украине службы пробации была направлена в Кабинет Министров Украины в то время существующим Государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний в мае 2002 года по результатам визита его делегации в Службу тюрем и пробации Королевства Швеции.
28 мая 2002 года Кабинетом Министров Украины Государственному департаменту Украины по вопросам исполнения наказаний было дано официальное поручение (рег. № 3974/84) согласовать предложения о создании службы пробации в Украине. В связи с этим поручением были подготовлены первые концептуальные предложения по внедрению пробации в Украине.
После изучения подготовленных предложений Министерством юстиции Украины, Министерством внутренних дел Украины, Министерством труда и социальной политики Украины, Генеральной прокуратурой Украины и Верховным судом Украины, а также заинтересованными общественными и научными организациями, Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний сформировал первое видение необходимых законодательных изменений.
Внедрение пробации в Украине было предусмотрено такими государственными концепциями: Концепция реформирования уголовной юстиции Украины, утвержденная Указом Президента Украины от 08 апреля 2008 года № 311/2008; Концепция реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, утвержденная Указом Президента Украины от 25 апреля 2008 года № 401/2008.
26 ноября 2008 года народным депутатом Украины Швецом В.Д. в Верховной Раде Украины были зарегистрированы проекты законов Украины «О службе пробации» (рег. № 3412) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации уголовного законодательства и организационно правовых предпосылок внедрения пробации)» (рег. № 3413).
Будет справедливым отметить регистрацию еще одной законодательной инициативы – проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации уголовного законодательства путем внедрения пробации)», который был подан 28 ноября 2008 года (рег. № 3413-1) народным депутатом Украины Фельдманом А.Б. Этот законопроект был альтернативным законопроекту № 3413 и предлагал определить пробацию как вид освобождения от наказания. Законопроект не был поддержан профильным комитетом ввиду его существенных недостатков. Тем не менее, он выполнил конкурентную функцию, которая положила начало конструктивным дискуссиям по вопросу толкования понятия пробации в Украине.
Через некоторое время обсуждение и продвижение законопроектов №3412 и № 3413 было приостановлено. Одним из факторов замедления этого процесса стали межведомственные противоречия по организации управления деятельностью пробации. Будет ли это новая самостоятельная служба или структура в составе тогда еще функционирующего Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, которая обеспечивает функцию исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы?
С другой стороны, отсрочка принятия согласованного решения позволила продолжить дискуссии относительно толкования понятия пробации, а также учесть опыт тех государств, которые уже прошли путь создания или совершенствования своих систем пробации.
Появились и новые взгляды на содержание предложенных проектов законов, поскольку 20 января 2010 года Комитетом Министров Совета Европы была принята Рекомендация СМ/Rec (2010) 1 о Правилах Совета Европы по пробации. Она конкретизировала положение о функционировании современных европейских систем пробации.
Новым импульсом для активизации вопроса разработки законодательства о пробации в Украине стала Концепция развития уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине, которая была одобрена Указом Президента Украины от 24 мая 2011 года № 597/2011. Несмотря на то, что в указанной концепции речь шла о пробации в отношении несовершеннолетних, было совершенно ясно, что работа над целостной системой пробации будет продолжена.
Концепция государственной политики в сфере реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, которая была одобрена Указом Президента Украины от 8 ноября 2012 года № 631/2012, одним из шести концептуальных направлений реформирования службы определяла повышение эффективности исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и предусматривала меры по созданию правовых и материально-технических условий для реформирования уголовно-исполнительной инспекции в службу пробации.
04 января 2013 года в Верховной Раде Украины были зарегистрированы проект закона «О службе пробации» и проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации уголовного законодательства и организационно-правовых предпосылок внедрения службы пробации)» (соответственно рег. № 1197 и рег. № 1198). Субъектом законодательной инициативы выступил народный депутат Украины Швец В.Д. (фактически произошла перерегистрация законопроектов, зарегистрированных еще в 2008 году).
Проект закона «О пробации» (рег. № 1197-1 от 18 января 2013 года) можно считать отражением нового взгляда на законодательное урегулирование вопроса внедрения пробации. Субъектом законодательной инициативы выступил Кабинет Министров Украины.
22 марта 2013 года указанные законопроекты были рассмотрены Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Было и принято решение рекомендовать Верховной Раде Украины принять за основу законопроект №1197-1.
10 октября 2013 года на пленарном заседании Верховной Рады Украины 282 голосами народных депутатов в первом чтении было принято решение о принятии за основу Закона Украины «О пробации» (№ 1197-1).
05 февраля 2015 года на заседании пленарной сессии Верховной Рады Украины 230 голосами народных депутатов из 226 минимального проходного барьера был принят Закон Украины «О пробации» (№ 160-VIII), который вступил в действие 27 августа 2015. Таким образом, Верховная Рада Украины предприняла реальный шаг в сфере приближения юстиции Украины к международным стандартам. В государстве была внедрена принципиально новая система мер уголовно-правового характера – пробация. Была поставлена точка в тринадцатилетних колебаниях и дискуссиях в научных и политических кругах относительно целесообразности и своевременности такой реформы в Украине!
Мероприятия по созданию и развитию национальной модели пробации были включены в Стратегию реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015–2020 годы (Указ Президента Украины от 20.05.2015 № 276) и Национальной стратегии в области прав человека (Указ Президента Украины от 25.08.2015 № 501).
В Украине была создана законодательная база для внедрения национальной системы пробации, которая определена как система надзорных и социально-воспитательных мер, применяемых по решению суда и в соответствии с законом об осужденных, а также обеспечение суда информацией, характеризующей обвиняемых.
Несмотря на все недостатки Закона Украины «О пробации», который до сих пор подвергается критике и требует дальнейшего совершенствования, по оценкам международных экспертов он соответствует европейским стандартам пробации.
Положения, предусмотренные Законом Украины «О пробации», были согласованы с другими законами путем принятия Закона Украины от 07 сентября 2016 года № 1492-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения исполнения уголовных наказаний и реализации прав осужденных». Были внесены изменения в Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс. В частности, в перечень органов исполнения наказаний был внесен уполномоченный орган по вопросам пробации, урегулированы с другими законами порядок составления досудебного доклада, осуществление пробационного надзора, реализация пробационных программ и осуществление мероприятий пенитенциарной пробации.
В марте 2016 года Министерство юстиции Украины начало реформу Государственной уголовно-исполнительной службы. В составе Министерства юстиции Украины был создан центральный орган управления деятельностью пробации – Департамент пробации с соответствующими подразделениями при шести межрегиональных управлениях по вопросам исполнения наказаний и пробации (просуществовал этот Департамент до конца 2017 года).
Уполномоченные органы по вопросам пробации, которые образовали структуру национальной пробации, фактически начали работу 01 января 2017 года. Тогда в стране насчитывалось 498 уполномоченных органов по вопросам пробации, деятельность которых обеспечивали 3,3 тыс. работников (юристы, специалисты по социальной работе и психологи).
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 13 сентября 2017 года № 655-р в январе 2018 года было создано Государственное учреждение «Центр пробации» с целью создания полноценной системы пробации в стране. Ему были подчинены уполномоченные органы по вопросам пробации. Была усовершенствована организационная структура, механизм использования финансовых, материальных и технических условий функционирования органов пробации для эффективного исполнения поставленных задач.
По состоянию на 01 января 2020 года в Украине функционирует Государственное учреждение «Центр пробации», 24 филиала, 574 подразделения службы пробации и 14 секторов ювенальной пробации. Их деятельность обеспечивают 3440 работников (юристы, специалисты по социальной работе и психологи, две трети персонала состоит из аттестованного персонала, управленческий персонал на центральном и региональном уровнях состоит из «гражданских» работников).
По состоянию на 01 января 2020 года на учете уполномоченных органов по вопросам пробации находилось 60 736 человек, включая:
– 2985 человек (4,9 %) – в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
– 3104 человек (5 %) — в виде общественных работ;
– 459 человек (0,8 %) — в виде исправительных работ;
– 50 266 человек (82,8 %), освобожденных от отбывания наказания с испытанием;
– 3922 человека (6,5 %) — в виде штрафа.
В разрезе досудебной пробации по состоянию на 01 января 2020 года:
– подготовлено досудебных докладов – 30 089 (92 %);
– реализовано право на участие в составлении досудебного доклада 20 567 обвиняемых (68 %);
– дано заключение о возможности исправления обвиняемых без ограничения или лишения их свободы – 23 878 (79 %);
– поступило на исполнение приговоров суда, учитывающие положительное заключение досудебных докладов – 9209 (90 %).
В разрезе пенитенциарной пробации по состоянию на 01 января 2020 года было дано:
– 6410 ответов (82 %) по предварительно согласованным вопросам о месте жительства осужденных после их освобождения;
– 2014 ответов (95 %) по предварительно согласованным вопросам о трудоустройстве осужденных после их освобождения.