Уважаемый Сооронбай Шарипович,
Коалиция против пыток в свое время приветствовала новое законодательство, принятое Жогорку Кенешем, Президентом и Правительством, которое на порядок повысило стандарты прав человека. С принятием новшеств был обозначен отход от старой судебно-правовой культуры и репрессивного характера судебно-правовой системы. Но постоянные попытки законодателей вносить масштабные изменения, свидетельствуют, что ведомствами оказывается сопротивление реализации судебно-правовой реформы, путем отката к старой правоприменительной практике.
Вчера, 25 июня Парламент страны, в спешном порядке, без достаточной серьезной проработки и обсуждения, принял в третьем чтении объёмный проект закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере уголовно-правового законодательства».
Значительное количество изменений в этом пакете носят, по сути, редакционные поправки, которые сводятся к исключению из текста УПК упоминаний процессуального статуса «обвиняемый» на стадии досудебного расследования.
Но если исключить из внимания редакционные поправки нынешнего законопроекта, мы видим, что беспрецедентно широко предлагается расширить полномочия органов дознания и должностных лиц органов дознания. Предлагается расширить случаи проведения специальных следственных действий как по кругу лиц, в том числе на свидетелей, по времени – до одного года, так и по кругу случаев – в том числе и по делам о проступках.
Как ранее мы отмечали, Коалиция озабочена тем, что правоохранительными органами предпринимается попытка постепенно нивелировать позитивные достижения и концепции нового УПК, которые были в нем заложены первоначально.
Действующее процессуальное законодательство все еще не решило вопрос о повышении степени защищенности участников процесса и соблюдения процессуальных гарантий, степени доказательств виновности и исключения фальсификации доказательств, провокации преступлений и соблюдения базового конституционного принципа о том, что все неустранимые сомнения должны трактоваться в пользу обвиняемого. У нас же все сомнения — в пользу обвинения.
Уровень и объём доказательств до сих пор остается недопустимо низким и представляет собой лишь отработанную схему построения доказательств, не исключающих коррупционные проявления.
Остаются не решенными принципиально вопрос обеспечения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность: содержание под стражей до приговора суда по-прежнему не имеет предельных сроков. В некоторых случаях, продолжающееся содержание под стражей до суда представляет собой запрещенное жестокое обращение с человеком, безо всякой надлежащей правовой оценки и реакции.
На фоне этих нерешённых проблем в новом законодательстве, проектом закона предлагается исключить регистрацию заявлений и сообщений о фальсификации и других грубых нарушений закона следователем, уполномоченным должностным лицом органа дознания, прокурором, судьей. Иными словами, если заявление будет содержать жалобу в отношении должностных лиц и не будет содержать явных доказательств нарушений, то оно может быть не зарегистрировано, а соответственно его проверкой и расследованием никто не будет заниматься.
Одним из тревожных изменений Коалиция считает, предложение исключение нормы о пересмотре приговора в случае признания нарушений прав человека международными органами, который является единственным механизмом имплементации решений договорных органов.
Прежде всего необходимо отметить, что в 2014 году Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики трижды рассматривала обращения от различных субъектов по поводу реализации права на пересмотр вступивших в силу судебных решений. Субъекты обращений, оспаривали конституционность действующей на тот момент статьи 384 УПК, предусматривающей аналогичные основания для пересмотра вступившего в силу решения суда.
Конституционная палата в решении от 31 января 2014 года № 08-р выработало и в решении от 07 февраля 2014 года № 10-р подтвердило, что в нормативном единстве, Конституция Кыргызской Республики гарантирует право на пересмотр состоявшихся судебных решений на основании международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.
Таким образом, предложение Правительства Кыргызской Республики противоречит Конституции Кыргызской Республики и состоявшимся решениями Конституционной палаты Кыргызской Республики.
К таким неутешительным выводам юристы Коалиции пришли по итогам анализа уголовных дел и материалов, в рамках которых адвокаты столкнулись с наиболее грубыми и вопиющими нарушениями прав человека.
Описанные поправки лишь яркие примеры, тормозящий прогресс в продвижении судебно-правовой реформы. Они не являются исчерпывающим перечнем норм, которые беспокоят Коалицию против пыток.
Исходя из изложенного проанализировав некоторые положения проекта изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, 25 июня 2020 года, мы направили на рассмотрение отдела судебной реформы и законности аппарата Президента Кыргызской Республики подготовленные предложения и замечания к вышеуказанному законопроекту.
Уважаемый Сооронбай Шарипович, мы надеемся, что вы обратите особое внимание на вносимый пакет поправок, при окончательном утверждении закона и не допустите нарушения.
Коалиция также направила письмо Заведующему отдела судебной реформы и законности аппарата Президента КР с просьбой обратить внимание на вносимый пакет поправок.
Также подготовлена Сравнительная таблица и развернутый анализ некоторых положений проекта изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики.
Источник: www.notorture.kg
________________________________________________________________