В городе Ош состоялась рабочая встреча, по обсуждению проблем, связанных с расследованием заявлений и сообщений о применение пыток. На встрече приняли участие юристы-адвокаты организаций-членов Коалиции против пыток, в том числе юрист-адвокат АНПО «Эдвокаси центра по правам человека» Бакыт Мойдунов, представители Национального Центра по предупреждению пыток, Института Омбудсмена и другие лица.
Мероприятие организовано при поддержке OSCE Programme Office in Bishkek в партнерстве с Генеральная прокуратура Кыргызской Республики в лице старшего прокурора управления по надзору за следствием оперативно-розыскной деятельностью – Камолидинова Сирожиддина. Целью рабочей встречи является создание площадки для выстраивания эффективных рабочих отношений между следователями, прокурорами и адвокатами.
В ходе встречи были обсуждены темы касательно:
— принимаемых мер для предупреждения пыток и жестокого обращения;
— вопросы своевременного и качественного медицинского осмотра, и документирования последствий пыток;
— текущие дела по пыткам и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Во время встречи стало известно о том, что в новом уголовно-процессуальном кодексе КР вводится ограничение времени, отведенному следствию. В нынешнем законодательстве нет сроков проведения доследственной проверки. В новом установлены сроки. По делам о преступлении небольшой тяжести срок — не более одного месяца, по остальным делам — до двух месяцев. Срок может быть продлен от 4 месяцев до истечения срока давности в зависимости от уровня прокуратуры от районной до Генеральной. До 9 месяцев срок продлевает заместитель Генпрокурора.
Помимо этого, Сирожиддин Камолидинов на рабочей встрече подробно рассказал о порядке начала досудебного производства, что при поступлении заявления в обязательном порядке его необходимо зарегистрировать в ЕРПП и незамедлительно начать доследственную проверку. В ходе доследственной проверки проводится осмотр места происшествия, допросы, назначаются экспертизы. В случае применения пыток и жестокого обращения необходимо провести осмотр кабинета или автомашины, где человек подвергся пыткам. Все действия нужно проводить незамедлительно, пока следы сохранились. В старом УПК в ходе доследственной проверки брали объяснительные. Потом 90% их признавались недействительными, при их получении не соблюдались права граждан. Поэтому это действие заменено на допрос с участием адвоката. Экспертизы имеют важное значение в делах по пыткам, так как и получение образцов для сравнительного исследования.
«По результатам проверки следователь возбуждает уголовное дело или выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Решение должно быть принято незамедлительно, но не позднее 10 суток с момента регистрации. Срок может быть продлен прокурором до 20 суток по обоснованному постановлению следователя, к примеру, когда назначены экспертизы или нужно провести допросы лиц. Разница в действующем и новом УПК в сроках, если сейчас они не обозначены, то в новом установлены конкретные сроки. Есть запреты на проведение доследственной проверки с целью защиты субъектов предпринимательства и при неисполнении гражданско-правовых сделок, рассматриваемых в суде. В этих случаях отказ выносится без проверки» — рассказал С.Камолидинов.
Представитель аппарата Омбудсмена по г.Ош и Ошской области — Шамбетали Касымов коротко рассказал о работе ведомства по защите прав граждан. Согласно плану проводится мониторинг закрытых учреждений, в ходе которого выявляются определенные проблемы, например, превышение сроков содержания в изоляторах временного содержания. Заявления направляются в прокуратуру, оттуда в органы нацбезопасности. Из-за отсутствия четких сроков досудебного производства дела расследуются неэффективно. Касымов приветствует внесение изменений по установленным срокам в новом законодательстве.
На встрече адвокаты рассказали о частных случаях по делам, связанным с применением недозволенных методов. Адвокат, менеджер Ошского офиса «Бир Дуйно Кыргызстан» Хусанбай Салиев привел пример дело Мухаммеда Канибек уулу, умершего от пыток, сейчас дело находится на рассмотрении в городском суде, обвиняемыми продходят 6 бывших сотрудников правоохранительных органов. Почему им предъявлено обвинение в убийстве по неосторожности? Представитель органов национальной безопасности пояснил, что у милиционера не было прямого умысла убивать задержанного. Для обвинения по статье «Убийство» есть своя квалификация.
Салиев продолжил, что рассуждая об умысле надо уточнить, какой именно: прямой или косвенный умысел. Камолидинов добавил, что квалификация была верной — «Убийство по неосторожности», также в деле имеются обвинения по статье «Пытки» и другие. Это наказывается по четвертой категории, плюс по совокупности совершенных преступлений, подсудимым грозит лишение свободы до 12,5 лет свободы.
Следующее дело Р. А., которого вызвали в качестве свидетеля и под пытками требовали признаться в нужных для следствия показаниях. Почему дело квалифицировали не по пыткам, а по статье «Превышение власти»? Сотрудник УГКНБ ответил, что по его заявлению продолжается доследственная проверка. Есть сложности в своевременном получении доказательств. Салиев поделился, что происходит затягивание с доследственной проверкой по разным причинам, касающихся отсутствия установленных сроков, неустановления причастных лиц.
Подобные рабочие встречи также прошли в Караколе, Джалал-Абаде, Таласе и Бишкеке, итоги встреч будут проанализированы и представлены для внесения изменений в уголовное законодательство.