В мае этого года президентом КР Сооронбаем Жээнбековым подписан указ «О некоторых мерах, принимаемых в рамках проводимой судебной реформы», основной целью которого является продвижение проводимой судебно-правовой реформы.
Напомним, что в 2019 году вступят в силу новые законы, как Уголовный кодекс, Кодекс о проступках, Кодекс о нарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс и другие сопутствующие им нормативно-правовые акты.
В этой связи мы попросили депутата Жогорку Кенеша, члена фракции СДПК Дастана Бекешева вкратце пояснить, что предусматривают эти новшества. Станет ли от этих законов легче простым гражданам?
— С 1 января 2019 года в Кыргызстане вступает в силу новый Уголовный кодекс, который предусматривает поправки по двум категориям преступлений – это тяжкие и особо тяжкие. А все остальные преступления, скажем так «мелкие», они остаются, но будут называться проступками.
— Получается, что эти незначительные преступления будут отражаться в соответствующем Кодексе о проступках или Кодексе о нарушениях, которые выведены отдельным законом из УК. Какие ещё нововведения предусмотрены в вышеуказанных законах?
— В новом законодательстве предусмотрены штрафы и тюремные заключения, которые прописаны в виде категорий. Это значит, что у судьи будет мало возможностей выйти за рамки судебного дела. К примеру, за каждый вид преступления будет записан штраф определённой категории. То есть судья не сможет придумать что-то новое или другое, не может больше толковать, а значит, у него будет меньше возможностей манипулировать законами. И так же хочу сказать, что уголовное дело не будет в стадии, как возбуждение уголовного дела, то есть любое поступившее заявление они должны будут рассматривать и не будет надобности следователю выносить отдельное постановление о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
— Мы зачастую правоведам задаём вопрос о справедливости, когда многодетный отец ворует курицу, чтобы прокормить голодных детей, в то время как, чиновник, ворующий миллионы бюджетных денег, избегает наказания. Новые законы это учитывают?
— Преступления небольшой тяжести в новом УК будут называться проступками, а значит, против данного правонарушения уголовного дела возбуждаться не будет. Поэтому в новом УК будут рассматриваться, как я выше сказал, только тяжкие и особо тяжкие виды преступлений, которые являются уголовно наказуемыми. К таким видам преступлений можно как раз таки и отнести случаи, связанные с крупным хищением денег из государственной казны и т.д.
— Ещё одной отличительной особенностью нового законодательства является введение в уголовный процесс института следственного судьи. Зачем это нужно?
— Это такой орган, когда во время следствия, судьи могут рассматривать о том, насколько следствие ведётся правильно и законно, чтобы у него имелась полная картина. Одни люди собирают улики, что подозреваемый человек – преступник, другие его судят, а, следовательно, у суда может и не быть всесторонней информации по данному судебному делу, что могут вызывать сомнения и недостаток доказательной базы. Институт следственного судьи будет иметь право проведения депонирования показаний свидетеля или потерпевшего, используя их в качестве доказательств на суде.
— И последний вопрос, имеющий отношений к судебной реформе. Не слишком ли она у нас затянулась?
— Любые реформы можно проводить бесконечно. При смене власти, каждая из них пытается давать обещания народу, чтобы вселить надежду на завтрашний день. А когда это наступает, «завтрашний день» опять продолжается. В этой связи судебную реформу в Кыргызстане можно обсуждать до бесконечности. И потом нужно понимать, что в судебной системе бывают две категории, те, кто прав и те, кто не прав, за исключением мирных соглашений. Поэтому сколько бы мы эти реформы не проводили, граждане, попадающие под судебные жернова, 50% из них всегда будут оставаться недовольными, в то время как другая половина всегда будет оказываться в выигрышной ситуации.
Бакыт Ибраимов