Современному работнику трудовая книжка может показаться символом бюрократии, потому что в небольшой книжке с максимальной точностью должен быть описан весь послужной список, при этом порядок заполнения книжки регулируется отдельной инструкцией Министерства труда. В других странах уже переходят на электронный формат, но в Кыргызстане такое новшество только обсуждается, а пока все используют бумажную трудовую книжку. И хоть сейчас на рынке труда взаимоотношения работника и работодателя меняются, трудовое законодательство все еще требует строгую отчетность.
Что такое трудовая книжка?
Трудовая книжка — это самый важный документ для защиты ваших трудовых прав. В ней содержатся записи о приеме на работу, увольнении, назначении на другую должность, сведения о награждении и прочих профессиональных достижениях.
Для чего нужна трудовая книжка?
Отсутствие трудовой книжки может повлечь за собой ряд проблем. Например, неподтвержденный опыт и стаж работы может стать препятствием для официального трудоустройства на должности со строгими критериями. Также может повлечь серьезные проблемы при оформлении пенсии или льгот и привилегий от государства. Если раньше у вас не было книжки, то при официальном трудоустройстве работодатель обязан вам ее открыть. Все записи в ней должны быть точными и дублировать официальный приказ.
Ее неправильно заполнили. Можно самому внести правки?
Нет, ни в коем случае. Любое самовольное исправление документа делает его недействительным. Поэтому при внесении записей в книжку отдел кадров обязан вас ознакомить с их содержанием. В случае выявления неправильной или неточной записи работодатель сам должен ее исправить. Иногда бывает, что ошибка обнаружена не сразу, а этой организации уже не существует. В таком случае запись должен исправить ее правопреемник или вышестоящая организация, которой подчинялись ваши бывшие работодатели.
А если она уже заполнена, я могу открыть новую книжку?
Нет, не можете. В тех случаях, когда в трудовой книжке заполнены все страницы, в нее просто вшивают вкладыш. Его также вшивает и заполняет работодатель.
Что делать при утере книжки?
Если книжка утеряна по вине работодателя, то дубликат трудовой книжки и записи в нем работодатель обязан восстановить за свой счет.
Если книжку потеряли вы, то можете сами ее восстановить, правда, это будет затруднительно. С новым бланком придется обойти всех прежних работодателей, которые на основании вашего заявления и своих данных внесут в нее соответствующие записи о вашем приеме и увольнении, заверив записи своими печатями. Для отказа нет никаких оснований, и, как правило, такие записи вносятся без проблем.
А если организация уже не существует?
Организации при ликвидации сдают документы в государственный архив. Поэтому вам придется обращаться в городское или районное отделение государственного архива, куда относилось предприятие. Вы должны указать точное название организации, годы работы, и если в базе окажутся подтверждающие документы, то вам сделают подтверждающую запись. Адреса и контакты отделений госархива здесь. Но если по каким-то причинам при ликвидации организация не передала документы в архивное хранение, то других способов восстановить данные нет.
Можно ли держать трудовую книжку у себя?
Нет. Трудовая книжка должна находиться в отделе кадров все то время, которое вы работаете в этой организации. В случае необходимости работодатель выдает работнику по его просьбе заверенные записи сведений о работе. Вы сможете получить книжку лишь в день увольнения, при этом там должна быть соответствующая запись. Если по каким-то причинам после увольнения работодатель не выдает книжку, то работнику выплачивается средний размер дневной оплаты труда за каждый день задержки.