Организации гражданского общества Кыргызстана обратились к торага и депутатам Жогорку Кенеша по вопросу соблюдения процедур назначения референдума по изменению Конституции.

«3 марта 2021 года Жогорку Кенеш принял в первом чтении проект закона «О назначении референдума (всенародного голосования) по проекту закона Кыргызской Республики «О Конституции Кыргызской Республики». По сообщениям СМИ, сегодня, 10 марта 2021 года, депутаты планируют принять этот документ сразу во втором и третьем чтениях, чтобы назначить на 11 апреля 2021 года референдум по принятию Конституции в новой редакции.

Необходимо отметить, что в ходе подготовки и рассмотрения указанного законопроекта депутаты Жогорку Кенеша нарушили множество процедур, регулирующих порядок изменения Конституции, которые установлены в самой Конституции и законодательстве Кыргызстана.

Ниже предлагаем рассмотреть указанные нарушения.

Название проекта закона не соответствует статье 114 Конституции

В соответствии с Основным законом и законодательством республики инициатива депутатов Жогорку Кенеша юридически должна быть оформлена в виде проекта закона Кыргызской Республики «О назначении референдума по принятию Закона Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики». Действующая Конституция не дает возможности принятия Конституции или новой Конституции, однако весь текст Конституции может быть изменен путем изложения ее в новой редакции.

Не было проведено общественное обсуждение в течение 1 месяца

Конституция Кыргызстана гарантирует гражданам право участвовать в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 52). На этом основании законодательством установлена обязанность государственных институтов проводить общественное обсуждение проектов законов. Однако доработанный проект закона о назначении референдума по изменению Конституции был размещен на сайте Жогорку Кенеша 9 февраля, но депутаты приняли его в первом чтении 3 марта.

Нарушены процедуры внесения законопроекта в Жогорку Кенеш для рассмотрения

Инициирование подобного проекта закона осуществляется на основании сопроводительного письма, которое должно быть подписано не менее чем 80 депутатами. Однако депутаты-инициаторы сами сообщили, что не подписывали такое письмо.

По их разъяснениям, они расписались на пустом листе в ноябре прошлого года для размещения первоначального проекта на общественное обсуждение. Кроме того, в числе инициаторов указано несколько парламентариев, уже не являющихся депутатами либо находящихся под стражей.

Текст проекта Конституции недоступен для народа Кыргызстана

Регламент Жогорку Кенеша обязывает аппарат парламента опубликовать зарегистрированный проект закона на сайте Жогорку Кенеша (ч. 3 ст. 48). Однако до настоящего времени Жогорку Кенеш не предоставил общественности возможность ознакомиться с текстом проекта Конституции. Таким образом, народ Кыргызстана не знает, какой именно документ депутаты планируют вынести на референдум. Это открывает возможность для подмены текста проекта Конституции, т. е. теоретически содержание Конституции, которая, возможно, будет принята на референдуме, может отличаться от текста, опубликованного 9 февраля 2021 года.

Не было получено заключение Конституционной палаты Верховного суда

Действующей Конституцией и законодательством Кыргызстана установлено обязательное требование о направлении подобного проекта закона в Конституционную палату Верховного суда для дачи заключения. При этом в случае вынесения Конституционной палатой отрицательного заключения такой проект закона рассмотрению не подлежит. Однако депутаты приняли законопроект в первом чтении 3 марта без заключения Конституционной палаты, проигнорировав положения Конституции.

Не были проведены парламентские слушания

Согласно регламенту Жогорку Кенеша, депутаты обязаны организовать парламентские слушания для обсуждения указанного проекта закона (ч. 3 ст. 115). Но эта обязательная процедура также была нарушена.

Грубо нарушены процедуры голосования

По информации Жогорку Кенеша, за принятие законопроекта в первом чтении проголосовали 87 депутатов. Однако в публичном пространстве имеется множество видеоматериалов, опровергающих факт наличия конституционного кворума, т. е. присутствия в зале заседаний 61 депутата. Имеются записи голосования депутатами за своих коллег, что прямо запрещается законом.

Зафиксирован факт голосования депутата, который в тот момент находился под стражей в СИЗО ГКНБ.

Нарушены сроки принятия законопроекта

В соответствии с Конституционным законом «О референдуме Кыргызской Республики» подобные проекты законов принимаются не ранее одного и не позднее трех месяцев со дня его поступления в Жогорку Кенеш (ч. 3 ст. 12). Аналогичное требование содержится в регламенте Жогорку Кенеша (ст. 66). Рассматриваемый законопроект поступил в Жогорку Кенеш 1 марта 2021 года, но был принят в первом чтении уже 3 марта, т. е. через два дня.

Промежуток времени между каждым чтением не может быть менее 10 рабочих дней

Согласно опубликованной в СМИ информации, сегодня депутаты планируют принять законопроект сразу во втором и третьем чтениях, т. е. через 7 дней после его принятия в первом чтении, что будет также являться нарушением законодательных процедур. Важно отметить, что в данное время отсутствуют какие-либо чрезвычайные обстоятельства и основания, которые позволили бы депутатам принять законопроект сразу во втором и третьем чтениях.

Общественность Кыргызстана призывает депутатов Жогорку Кенеша вернуться в правовое поле и обеспечить соблюдение всех установленных законодательством процедур изменения Конституции. Считаем важным напомнить депутатам, что указанные правила имеют более высокую юридическую силу, чем другие законы, к примеру, Уголовный или Гражданский кодексы. Нарушение процедурных требований откроет возможность различным политическим силам для отмены Конституции в будущем, что может нести в себе риски хронической нестабильности.

 

Источник: Кактус Медиа