Альтернативный доклад по соблюдению Кыргызской республикой Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, подготовленный Коалицией против пыток в Кыргызстане.

ЧИТАТЬ ДОКЛАД ПО ССЫЛКЕ

Доклад представляется Комитету против пыток ООН в рамках рассмотрения официального доклада Кыргызской Республики-Третьего периодического доклада Кыргызстана по выполнению Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, и направлен на освещение наиболее актуальных вопросов соблюдения права, закрепленных в Конвенции, и на привлечение внимания экспертов Комитета против пыток ООН к наиболее актуальным проблемам в области их реализации и исполнения Конвенции.

В связи с COVID-19 cессия, запланированная на декабрь, перенесена на следующий год. Информация в докладе остается актуальной и будет дополнена новыми кейсами в следующем году.

В своем докладе Коалиция выделила ряд проблем, которые до сих пор не решены в Кыргызской Республике. Вот лишь некоторые из них.

— Определение «пытки» в новом кодексе по-прежнему не в полной мере соответствует статье 1 Конвенции, так как ограничивает субъектов преступления только должностными лицами, и не предусматривает уголовную ответственность за применение пыток других лиц «выступающих в официальном качестве». Например, санитары закрытых психиатрических стационаров, воспитателя в детских домах и интернатах не являются должностными лицами, следовательно, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 143 УК за применение пыток.

— Коалиция на протяжении длительного времени обращает внимание надзорных и контрольных органов на проблему превышения установленных законом сроков содержания в ИВС. В рамках мониторингов ИВС ОВД по Джалал-Абадской области были выявлены более 400 фактов, когда обвиняемые, после того, как судом в отношении них была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, не были этапированы в СИЗО, и незаконно содержались в ИВС. Длительное содержание лица в условиях, которые отмечаются в ИВС ОВД равносильно жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению

— Серьезной проблемой является то, что примерно в 11% случаев медицинское освидетельствование проводит сотрудник ИВС, что само по себе ставит под сомнение достижение целей его проведения, поскольку сотрудник ИВС, не обладающий даже минимальными медицинскими познаниями, объективно не способен правильно провести опрос пациента и необходимые медицинские вмешательства и соответственно правильно оценить физическое и психическое состояние пациента, необходимость в лечении. Проблема своевременного, полного и качественного медицинского осмотра лиц, водворяемых и содержащихся в ИВС, непосредственно связана с проблемой отсутствия на постоянной основе медицинских работников в этих учреждениях. Как следует из результатов мониторинга требование обеспечения конфиденциальности при проведении медицинского осмотра, не соблюдается в каждом третьем случае. Отмечаются случаи, когда медицинские работники не описывают надлежащим образом обнаруженные телесные повреждения или совсем не регистрируют их.

В конце доклада Коалиция предложила свои рекомендации по решению этих и других проблем, озвученных в документе.

  • Принять законодательные и любые иные меры, необходимые для того, чтобы исключить проблемы своевременной регистрации задержания и соблюдения прав подозреваемых.

Реформировать систему оказания гарантированной государством правовой помощи, чтобы исключить любую коррупционную составляющую в системе управления распределения дел со стороны следователей и привлечением «карманных» адвокатов, обеспечить полную независимость адвокатов от органов следствия и качество защиты. В том числе изменить правила оплаты и тарифы.

Обеспечить эффективное исполнение НЦПП своего мандата, устранив существующие препятствия, связанные с недофинансированием, недостатком штатных единиц, и незаконными ограничениями, практикуемыми в условиях ЧС и ЧП.

  • Внести поправки в уголовно-процессуальный закон, чтобы признательные показания, полученные следователем в ходе досудебного производства, и не подтвержденная в суде, считались бы недопустимым доказательством.

Справка:

Каждые четыре года Кыргызская Республика должна отчитываться перед Комитетом ООН против пыток о том, какие меры были предприняты для искоренения пыток. Эти обязательства наша страна взяла на себя в 1997 году, когда ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. По действующей процедуре перед отчетом государства Комитет ООН против пыток проводит официальные консультации с правозащитными и другими негосударственными организациями. Цель таких консультаций для членов Комитета — получить дополнительную информацию о ситуации с пытками в стране от тех, кто в практике своей работы сталкивается с жертвами пыток.

Источник: www.notorture.kg