Опыт зарубежных стран по применению института пробации показывает, что он эффективно предупреждает общую преступность, снижая повторную преступность, связанную с криминологическим рецидивом, ограничивает дальнейшую криминализацию личности преступника и активно способствует уменьшению «тюремного населения», что сокращает расходы на содержание пенитенциарной системы государства.

Наибольший опыт по применению института пробации накоплен в Великобритании, где данный институт исторически сложился как основа альтернативных мер наказания и своего расцвета достиг в 30-40 годы прошлого века, когда приказы о применении пробации выносились в отношении около 30% виновных лиц.

В Англии институт пробации появился в 1887 г. в связи с принятием Закона «Об испытании впервые осужденных». Благодаря изданным позднее нормативным актам (Закон «Об испытании преступников» 1907 г., «Правила о пробации» 1965 г., Закон о полномочиях уголовных судов 1973 г.Закон об уголовной юстиции 1991 г. этот институт в английском уголовном праве сформировался достаточно полно.

По Закону об уголовной юстиции 1991 г. суд, рассматривающий дело лица в возрасте 16 лет и старше по обвинению в преступлении, наказание за которое точно не определено в законе, может издать приказ о пробации. При этом должны учитываться обстоятельства совершения преступления, личность преступника, целесообразность назначения пробации. Так, по Закону 1991 г. издание приказа о пробации возможно в том случае, когда суд придет к выводу о том, что надзор за преступником со стороны чиновника пробации «желателен» для ресоциализации виновного, либо для защиты общества, либо для предупреждения совершения им нового преступления. Испытательный срок, в течение которого осужденный должен находиться в режиме пробации, составляет от шести месяцев до трех лет. В приказе о пробации могут быть установлены требования к поведению осужденного для «обеспечения его хорошего поведения и предупреждения совершения нового преступления» (о месте проживания, другие требования по усмотрению суда).

Приказ о пробации может быть издан только в том случае, когда подсудимый выразит готовность подчиниться этим требованиям. Суд должен разъяснить ему последствия невыполнения установленных в приговоре требований или совершения нового преступления. В случае несогласия подсудимого он может быть подвергнут более строгим мерам (включая тюремное заключение).

Как отмечалось выше, в настоящее время деятельность службы пробации регулируется Законом об уголовной юстиции от 1991 года и направлена на выполнение несколько функций. Первая функция — это исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества (общественное наказание и условное освобождение от наказания). При назначении режима пробации осужденный помещается под надзор службы пробации, продолжительность которого может варьироваться от 1 года до 3 лет. Надзор может начать действовать как после судебного разбирательства, так и еще до назначения наказания, но после социально-правового исследования личности правонарушителя с подготовкой специального доклада, характеризующего его личность. Такое исследование, по мнению сотрудников службы пробации, необходимо для решения вопроса о возможностях реабилитации данной конкретной личности.

В любой период пробации мировой судья, получивший информацию о нарушении осужденным предъявляемых требований может повесткой вызвать его или даже издать приказ об аресте. Последствиями несоблюдения условий пробации в данном случае могут быть: штраф; возложение обязанности предоставления бесплатных услуг обществу; назначение наказания за преступление, в связи с совершением которого была предоставлена пробация. В случае совершения нового преступления суд вправе назначить наказание и за новое, и за прежнее преступление.

По английскому праву возможна замена пробации условным освобождением. Если суд решит, что пробация больше нецелесообразна, он может издать приказ об освобождении осужденного под условием несовершения им нового преступления до окончания срока пробации.

В Англии допускается издание «комбинированных приказов» о пробации и предоставлении бесплатных услуг обществу. В этом случае осужденный обязан одновременно находиться под надзором чиновника службы пробации в течение срока от 12 месяцев до трех лет и выполнять неоплачиваемую работу в период времени от 40 до 100 часов. Комбинированный приказ издается в целях ресоциализации преступника, защиты общества и предупреждения совершения нового преступления осужденным.

В английском праве близки к институту пробации два самостоятельных института: условной отсрочки исполнения наказания и условного освобождения от назначения наказания.

При осуждении лица к тюремному заключению на срок до двух лет суд вправе отсрочить его исполнение под условием хорошего поведения и несовершения нового преступления в течение определенного срока. Продолжительность такого срока может составлять от одного года до двух лет. В отличие от пробации здесь работа специального чиновника службы пробации является факультативной. Осужденный передается под надзор чиновника только в случае назначения лишения свободы на срок более 6 месяцев. Совершение лицом нового преступления влечет исполнение приговора. Еще одним отличием от пробации является то обстоятельство, что судья лишь «отсрочивает» исполнение наказания, назначенного в приговоре, на определенное время. По английскому праву пробация в собственном смысле слова не предполагает назначение наказания, а служит мерой, альтернативной лишению свободы.

Условное освобождение от назначения наказания состоит в том, что лицо освобождается от наказания под условием несовершения им нового преступления в течение срока, определенного судом, который не может превышать трех лет. В этом случае надзор над лицом не устанавливается. Основаниями для предоставления такой меры являются: 1) совершение лицом преступления, наказание за которое не определено точно законом; 2) обстоятельства совершения преступления и личность виновного свидетельствуют о нецелесообразности назначения наказания; 3) приказ о пробации «не подходит», поскольку является слишком строгой мерой. При наличии указанных оснований допускается и полное безусловное освобождение от наказания. Решение этого вопроса отдано на усмотрение суда.

Другая функция пробации заключается в оказании помощи потерпевшим от преступления. Сотрудники службы пробации обязаны выяснить у потерпевших или у членов их семей «не обеспокоены ли они освобождением правонарушителя». Это делается для того, чтобы в случае, если потерпевший выражает какое-либо беспокойство в отношении места проживания, работы правонарушителя, его передвижений по стране и других факторов, служба пробации должна наложить определенные ограничения на указанные обстоятельства. Еще одна функция заключается в привлечении сотрудников пробации к участию в процедурах медиации (примирение сторон) и применения программ психологической коррекции поведения правонарушителей. Из выше перечисленного видно, что служба пробации в Великобритании является весьма действенным средством предупреждения совершения преступлений.