Согласно американскому уголовному праву пробация является видом наказания, в основе которого лежат условное осуждение и отсрочка исполнения приговора, а с учетом ее организационно-управленческой сущности — процесса надзора и ресоциализации осужденного, осуществляемого специальными государственными органами, — и системой исполнения этого вида наказания. В США пробация существует более 150 лет и претерпела ряд существенных изменений. По мере становления этого правового института менялись взгляды на его цели и задачи.
В США возможность назначения пробации предусматривается законодательством федерации и всех штатов в качестве альтернативы лишению свободы. Нередко пробация включается в систему наказаний, поскольку по своей строгости эта мера иногда ничем не отличается от ряда из них. Она не применяется к лицам, осужденным за преступления, караемые смертной казнью, пожизненным заключением или тюремным заключением на длительный срок. В некоторых штатах существуют дополнительные условия: отсутствие судимости в прошлом, возмещение всех судебных издержек, предусмотренное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.
На уровне штатов службы пробации стали создаваться в США с 1878 г. Первая такая служба появилась в Массачусетсе. Попытки принять федеральное законодательство о пробации предпринимались с 1908 г. Однако соответствующий закон, Federal Probation Act, был принят только в 1925 г. Данный законодательный акт наделял федеральные суды, за исключением суда округа Колумбия, полномочиями по назначению сотрудников федеральной службы пробации.
Все сотрудники службы пробации и досудебных услуг подчиняются Главному офицеру пробации и досудебных услуг в соответствующем федеральном судебном округе, который, в свою очередь, подконтролен главному окружному судье. Он занимается подбором персонала, управляет бюджетом, организует работу службы. На национальном уровне надзор за деятельностью сотрудников службы пробации осуществляет комитет по уголовному праву Конференции судей США — высшего административного органа федеральной судебной системы. Комитет разрабатывает стандарты деятельности сотрудников, решает вопросы укомплектования и финансирования службы. Принятые комитетом решения реализуются Административной службой федеральных окружных судов.
В обязанности сотрудников службы пробации входит прежде всего ресоциализация лиц, отбывших наказание, их реинтеграция в общество. Контроль осуществляется различными способами: путем личных контактов, по телефону, при опросе представителей лечебных учреждений, родных и близких, соседей об образе жизни лиц, отбывших наказание. Встречи и беседы проводятся как в офисах служб, так и по месту жительства или работы.
В последние годы наметилась тенденция назначения пробации вместе с лишением свободы. По УК некоторых штатов, в частности УК штата Гавайи, краткосрочное, до шести месяцев, лишение свободы может служить одним из условий предоставления пробации. Таким образом, предпринимаются попытки совместить совершенно разные по содержанию и целям уголовно-правовые меры. Пробация по американскому праву предусматривает надзор специального агента, обязанность осужденного возместить ущерб потерпевшему, оплатить стоимость осуществляемого за ним контроля, выполнять определенные общественные работы, периодически проходить тестирование на наркотики и продолжать учебу или работу на постоянной основе.
Суд при вынесении приговора также может предписать такие меры ограничения к осужденному, как: материально поддерживать лиц, находящихся на его иждивении; произвести уплату штрафа; осуществить реституцию в отношении потерпевшего; пройти курс обучения или профессиональной подготовки; не посещать указанные в приговоре места, а также не общаться с определенными людьми; воздержаться от употребления алкоголя и наркотиков; пройти курс лечения; находиться под надзором бюро тюрем в ночное время; проживать в общественно-исправительном заведении или участвовать в его программе; своевременно извещать должностное лицо службы пробации о смене работы.
Продолжительность пробации определяется в штатах по-разному. В одних штатах этот вопрос отдан на усмотрение судей, в других считается, что срок пробации не должен превышать срока тюремного заключения, к которому мог быть приговорен подсудимый, в третьих — максимальный срок установлен в 5 лет и т.д. По УК отдельных штатов допускается и пожизненная пробация. По истечении испытательного срока осужденный, не совершивший нового преступления и соблюдавший все требования, считается выполнившим условия приговора и освобождается от выполнения каких бы то ни было обязательств. В случае неисполнения осужденным без уважительной причины возложенных на него обязанностей либо в случае совершения преступления суд отменяет пробацию и выносит приговор за прежнее преступление.
В США получила распространение и такая мера, как электронный мониторинг, или электронный контроль. Эта мера предполагает обязанность осужденного не покидать свой дом в течение определенного периода времени или в определенные часы днем или ночью, за исключением рабочего времени, если осужденный работает или подыскивает работу. Исполнение указанной обязанности нередко является одним из условий пробации или условно-досрочного освобождения, что дает возможность широко использовать такую меру.
Электронный надзор в качестве общей уголовно-правовой меры был предложен еще в 1971 г. американцем Ральфом Швицгебелем и впервые стал применяться в 1984 г. в двух американских штатах — Флорида и Нью-Мексико. До этого надзор нередко осуществлялся в виде домашнего ареста без электронного контроля. Такое «тюремное заключение вне тюрьмы» применялось, например, к политическим диссидентам. С этой точки зрения такая мера не является абсолютно новой. Однако в настоящее время она применяется не только к политическим, но и к другим преступникам.
Осужденный, находящийся под домашним арестом с электронным контролем, может ходить на работу, в магазин, в клинику или совершать другие действия, но обязан возвращаться домой к определенному времени. На руку и ногу осужденного надеваются браслеты с датчиками. Сигналы, передаваемые ими, поступают через домашний телефон осужденного в центральный компьютер и тем самым позволяют контролировать местонахождение поднадзорного лица, а также выявлять тех, кто нарушает «технические» условия их пребывания на свободе (такое, например, как ограничение передвижения вне какой-либо определенной территории). Применяется и другой тип аппаратов — без телефонного реле — с использованием радио- или телеволн. В будущем предполагается использовать миниатюрные датчики, которые будут имплантированы под кожу человека.
Начиная с 1990 г. все американские штаты и федеральная юрисдикция стали использовать электронный мониторинг. Ежедневно ему подвергаются около 100 тыс. американцев. 27 штатов равным образом практикуют домашний арест без электронного надзора. Электронный мониторинг назначается, как правило, тем преступникам, которые не совершили насильственных преступлений либо если использование насилия при совершении преступления было «случайным».
Пробация в отношении подростков носит ограничительный характер. Федеральное законодательство устанавливает назначение пробации в отношении подростков, не достигших 18-летнего возраста, до того момента, когда подросток достигнет 21 года; не более максимального срока, установленного для взрослых, если подросток осужден судом общей юрисдикции. В отношении лиц, достигших 18 лет, но которым еще не исполнился 21 год, пробация назначается на срок не свыше трех лет либо не свыше максимального срока, установленного для взрослых, если такое лицо осуждено судом общей юрисдикции.
В США в отношении несовершеннолетних обсуждается необходимость создания службы пробации, которая будет рассматриваться как уголовная опека над лицами, не достигшими совершеннолетия. Практически во всех европейских странах, включая США, в структуре службы пробации обязательно имеется специализация по осуществлению уголовного надзора за несовершеннолетним. Тем самым введение в стране системы уголовных мер, альтернативных лишению свободы, обусловлено тем, что изоляция от общества доказала свою неэффективность с точки зрения влияния на исправление несовершеннолетних осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений по следующим причинам.
Во-первых, потому что отбывание наказания в виде лишения свободы препятствует последующей социальной адаптации личности, возвращению в общество, т.к. человек в условиях изоляции утрачивает социально значимые моменты, приобщаясь в местах лишения свободы к криминальной субкультуре, что также способствует ресоциализации личности.
Во-вторых, отбывание наказания без изоляции от общества под контролем квалифицированного персонала (под уголовной опекой, пробацией) позволяет избежать негативных нравственных, психологических и физических последствий изоляции, поскольку при альтернативном наказании навыки социального взаимодействия сохраняются и развиваются под действием социальной среды и при активной помощи сотрудников служб пробации.
В-третьих, санкции, не связанные с изоляцией от общества, обладают также значительными экономическими преимуществами. Их применение дает возможность разгрузить исправительные учреждения, перераспределить ресурсы, направить усилия государства на работу с гражданами, нуждающимися в помощи и поддержке и не представляющими угрозы для безопасности общества и государства