Численность международных трудовых мигрантов в мире с 2017 по 2019 год выросла на 3% и достигла 169 млн человек. Об этом говорится в последнем докладе Международной организации труда (МОТ) «Глобальные оценки международной трудовой миграции: результаты и методика».

Почти на 2%, или на 3,2 млн человек, увеличилась с 2017 года и доля молодых мигрантов (в возрасте от 15 до 24 лет). В 2019 году их насчитывалось 16,8 млн.

Международные трудовые мигранты составляют почти 5% всех трудовых ресурсов, являясь неотъемлемой частью мировой экономики.

В то же время многие трудовые мигранты нередко трудятся на временной, неформальной, лишенной гарантий основе, а значит, подвергаются повышенному риску с точки зрения безопасности, потери работы, ухудшения условий труда. Кризис, связанный с пандемией COVID-19, лишь усугубил для них эти риски. Особенно для трудовых мигрантов-женщин, которые часто заняты низкооплачиваемым и неквалифицированным трудом, не имея при этом возможности в полной мере воспользоваться социальной защитой или получить необходимую поддержку.

«Пандемия выявила всю нестабильность положения трудовых мигрантов, — говорит директор департамента условий труда и равенства МОТ Мануэла Томеи. — Как правило, они первые кандидаты на увольнение, им трудно получить доступ к лечению, на них не распространяются принимаемые на национальном уровне меры противодействия COVID-19».

Страны с высоким уровнем доходов остаются основным направлением трудовой миграции.

Более двух третей международных трудовых мигрантов сосредоточено в странах с высоким уровнем доходов. Из 169 млн международных трудовых мигрантов 63,8 млн (37,7%) работают в Европе и Центральной Азии. Еще 43,3 млн (25,6%) — на американском континенте. Таким образом, на Европу, Центральную Азию и американский континент в совокупности приходится 63,3% всех трудовых мигрантов.

Арабские государства и Азиатско-Тихоокеанский регион принимают примерно по 24 млн трудовых мигрантов, что в совокупности составляет 28,5% всех трудовых мигрантов.

В Африке трудовых мигрантов насчитывается 13,7 млн, то есть 8,1% от их общей численности.

Большинство трудовых мигрантов (99 млн) составляют мужчины, женщин насчитывается 70 млн.

Женщины в качестве трудовых мигрантов сталкиваются с более серьезными препятствиями социально-экономического характера и чаще мигрируют в роли сопровождающих членов семьи и не с целью поиска работы. При трудоустройстве они нередко сталкиваются с гендерной дискриминацией и отсутствием связей, поэтому им сложно сочетать трудовую и семейную жизнь в чужой стране.

В поисках работы мигрирует все больше молодежи.

Доля молодежи среди международных трудовых мигрантов с 2017 по 2019 год выросла с 8,3 до 10%. Скорее всего, этот рост связан с высоким уровнем безработицы среди молодежи во многих развивающихся странах. Подавляющее же большинство трудовых мигрантов (86,5%) по-прежнему составляют люди основного трудоспособного возраста — 25-64 года.

Основной источник работы трудовых мигрантов — сектор услуг.

Во многих регионах трудовые мигранты составляют значительную часть рабочей силы, внося существенный вклад в социально-экономическое развитие стран пребывания и выполняя основную работу в таких важных секторах, как здравоохранение, транспорт, сфера услуг, сельское хозяйство и пищевая промышленность.

По приведенным в докладе данным, 66,2% трудовых мигрантов занято в сфере услуг, 26,7% — в промышленности, 7,1% — в сельском хозяйстве. При этом, однако, между отраслями существуют значительные различия гендерного плана: в сфере услуг женщин среди трудовых мигрантов больше, чем в других секторах. Отчасти это объясняется растущим спросом на работников сферы ухода, в том числе в здравоохранении и домашней работе. В промышленности же выше доля мужчин-мигрантов.

«Политика в области трудовой миграции не может быть эффективной без качественных статистических данных, — говорит главный статистик МОТ, директор департамента статистики Рафаэль Диес де Медина. — В этом докладе даются обоснованные оценки, построенные на надежных методах и данных из взаимодополняющих источников. Для стран мира это может стать подспорьем в поисках ответных мер на изменения в предложении и спросе на рабочую силу, способствовать инновациям, обеспечению устойчивого развития, передаче и совершенствованию навыков».