Проблема домашнего насилия в Кыргызстане стала одной из самых остро обсуждаемых проблем в обществе за последние годы. Несмотря на то, что международное сообщество уже несколько десятилетий рассматривает домашнее насилие как нарушение прав человека, научная дискуссия среди кыргызских юристов по этой теме стала подниматься не так давно.

За последние несколько лет, тема домашнего насилия из строго социальной темы была переформулирована в строго правовой вопрос, вопрос прав человека. Это произошло по разным причинам, в том числе и благодаря женскому активизму благодаря чему эта тема стала менее табуированной. Это произошло и благодаря многим резонансным уголовным делам, как фактам домашнего насилия, в том числе и с убийствами. Эти дела поднимают вопросы средств правовой защиты, комплексной и своевременной помощи в случаях домашнего насилия.

Одним из основополагающих документов в области защиты женщин от домашнего насилия является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В 2017 году Кыргызская Республика приняла новое уголовное законодательство, новую редакцию закона и определила органы ответственные за политику нулевой терпимости к фактам домашнего насилия.

Но факты насилия не прекращаются, о чем свидетельствуют различные материалы в национальных СМИ и медиа. Публикуемая в СМИ отдельная судебная практика, порой вызывает негодование читателей.

Анализ и объём обязательств государства в случаях домашнего насилия не исследовался до этого времени и не рассматривался в контексте запрета на жестокое обращение. В целях выработки рекомендаций предупреждения от насилия и для адекватного реагирования со стороны государственных органов членом Коалиции против пыток ОФ «Позитивный диалог» проводится анализ позитивных обязательств государства по борьбе с домашним насилием. Анализ будет состоять из сбора судебных решений по делам о домашнем насилии, создания электронной базы судебных решений и анализа судебной практики по делам о домашнем насилии. По итогам исследования планируется выработка рекомендаций судебным органам и лицам принимающим решения.