АНПО «Эдвокаси центр по правам человека» в 2015 году было составлено и направлено сообщение в Международный Комитет по правам человека по делу о пытках и смерти жертвы во время содержания под стражей. Суть дела:

30 июня 2010 года Хайрилло Аманбаев был арестован восемью сотрудниками милиции так называемого оперативного штаба Главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Министерство внутренних дел Кыргызстана. При задержании переведен в следственный отдел Ошского городского управления МВД. В тот же день он был доставлен в нейрохирургическое отделение Ошской городской больницы в крайне тяжелом состоянии с наличием нескольких тяжелых травм. Он умер в больнице 11 июля 2010 года.

По предварительному следствию установлено, что Хайрилло Аманбаев упал с лестницы здания Ошской городской милиции при попытке к бегству. Должностные лица, производившие предварительное следствие, представили объяснительную от адвоката защиты С.А.Б., которая утверждала, что смогла встретиться с г-ном Аманбаевым в больнице, где он подтвердил ей, что пытался сбежать, упал с лестницы и поранился. Хотя этот защитник и посещал потерпевшего, она не была нанята ни им, ни его родственниками, ни назначена властями. С.А.Б. сделала несколько противоречивых заявлений, в том числе о визите в дату, которой нет в календаре, 31 июня 2010 года.

Выводы предварительного следствия, и особенно объяснительная записка С.А.Б., полностью противоречили показаниям родственников потерпевшего и медицинского персонала. По словам родственников, Хайрилло Аманбаев был найден в критическом состоянии с травмами, которые могли быть результатом пыток, из-за полученных травм не мог говорить и оставался без сознания во время госпитализации до самой смерти. Родственники потерпевшего, навещая его в больнице, также видели такие следы пыток, такие как, следы ожогов от тушения сигарет и следы веревки на теле потерпевшего, на ногах были следы указывающие на то, что он был повешен вниз головой. Несколько медицинских работников, в том числе фельдшер Д.А.Л. и К.А.М., подтвердили, что пострадавший не сказал ни слова во время госпитализации, несмотря на письмо от С.А.Б., в котором утверждалось, что они разговаривали с пострадавшим, пока он находился в больнице.

12 июля 2010 года следственное управление Ошской городской милиции назначило судебно-медицинскую экспертизу № 291. В постановлении требовалось установить, например, мог ли автор разбиться насмерть с лестничного пролета, но не упоминалась возможность применения пыток. В отчете сделан вывод о том, что потерпевший скончался в результате множественных ударов или соприкосновения с тупым предметом или предметами, и не исключено, что г-н Аманбаев мог упасть с лестницы. Однако в этом отчете учитывалась только информация сотрудников милиции об их версии событий, а не учитывались, например, следы травм на ногах потерпевшего или показания медицинского персонала.

14 июля 2010 г. следователь постановил не возбуждать уголовное дело, поскольку, согласно постановлению, Аманбаев нанес телесные повреждения, упав с лестницы, и в связи с отсутствием состава преступления в действиях каких-либо должностных лиц. В результате милиция, упорно отказывался возбуждать какое-либо уголовное расследование. Прокуратура города Ош трижды отклоняла эти решения милиции и назначала дополнительное расследование. После дальнейших жалоб 3 сентября 2010 г. прокурор города Ош сам возбудил уголовное дело.

Однако 10 ноября 2011 года прокуратура города Ош прекратила уголовное дело, сделав вывод, что смерть г-на Аманбаева наступила в результате травм, полученных им при падении с лестницы. 28 февраля 2013 года Генеральная прокуратура отклонила жалобу, поданную 14 ноября 2012 года на постановление прокурора города Ош от 10 ноября 2011 года. Затем адвокаты потерпевшего обжаловали это решение в Ошском городском суде. 11 апреля 2013 года Ошский городской суд оставил в силе решение прокуратуры города Ош. Была подана апелляционная жалоба в Ошский областной суд, и 13 июня 2013 года Ошский областной суд отменил решение городского суда от 11 апреля 2013 года, постановив, что постановление Ошской городской прокуратуры от 10 ноября 2011 года является необоснованным, а уголовное дело подлежит возобновлению.

В неустановленную дату прокуратура города Ош подала ходатайство в порядке надзора в Верховный суд об оспаривании решения Ошского городского областного суда. 24 декабря 2013 года Верховный суд отменил решение областного суда и оставил в силе решение городского суда от 11 апреля 2013 года как законное и обоснованное.

Изучив данное дела Комитет по правам человека вынес решение:

Комитет принимает к сведению утверждение автора о том, что г-н Аманбаев скончался в результате жестокого обращения и пыток, примененных сотрудниками милиции после его ареста и задержания 30 июня 2010 года. В этой связи Комитет отмечает, что государство-участник не представило никаких объяснений. относительно причин ареста и содержания под стражей г-на Аманбаева (см. пункт 4.3), а также были ли ему предоставлены процессуальные гарантии во время задержания, такие как доступ к квалифицированной юридической помощи. Комитет также отмечает, что судебно-медицинская экспертиза № 291 была проведена практически сразу после смерти потерпевшего.

В этом отчете указывалось, что причиной смерти стали удары или контакт с тупыми предметами, и не исключалось, что г-н Аманбаев мог погибнуть в результате падения с лестничного марша. Комитет отмечает, что судебно-медицинское заключение после эксгумации потерпевшего не дало никаких дополнительных результатов. Комитет отмечает, что государство-участник отрицает любые утверждения о пытках, утверждая при этом, что г-н Аманбаев пытался бежать, упал с лестницы и серьезно поранился. Комитет далее отмечает, что государство-участник не оспаривает наличие внешних телесных повреждений и признает, что они могли быть результатом падения. Вместе с тем Комитет отмечает, что государство участник не представило никаких результатов расследования смерти г-на Аманбаева.

Комитет приходит к выводу, что в свете неспособности государства-участника полагаться на адекватное и убедительное расследование для опровержения утверждений автора о том, что г-н Аманбаев умер в результате пыток, которым он подвергался во время содержания под стражей, и в отсутствие какой-либо другой относящейся к делу информации относительно предполагаемых недостатков расследования представленные факты свидетельствуют о нарушении государством-участником статей 6 (1) и 7 , рассматриваемой отдельно и в сочетании со статьей 2 (3) Пакта.

Комитет, действуя в соответствии со статьей 5 (4) Факультативного протокола, считает, что представленные ему факты свидетельствуют о нарушении государством-участником прав г-на Аманбаева, предусмотренных статьями 6 (1) и 7, взятыми отдельно и в сочетании со статьей 2 (3) Пакта.

В соответствии со статьей 2(3)(а) Пакта государство-участник обязано предоставить автору эффективное средство правовой защиты. Это требует от него полного возмещения ущерба лицам, чьи закрепленные в Пакте права были нарушены. Соответственно, государство-участник обязано, в частности, принять надлежащие меры для:

а) проведения оперативного, эффективного, тщательного, независимого, беспристрастного и транспарентного расследования пыток и смерти г-на Аманбаева, а также привлечь к ответственности и наказать виновных;

(b) информировать автора о ходе расследования;

(c) и предоставить адекватную компенсацию законным наследникам г-на Аманбаева. Государство-участник также обязано принять все необходимые меры для предотвращения подобных нарушений в будущем.

 

С полным текстом вы можете ознакомиться по ссылке тут CCPR-C-134-D-2836-2016 E: