Недавнее выступление  президента страны в парламенте не могло оставить без внимания общественность страны. Однако среди

Недавнее выступление  президента страны в парламенте не могло оставить без внимания общественность страны. Однако среди активистов есть и скептики, указывающие на причины неэффективности в претворении судебной реформы в Кыргызстане.

 

Директор ОО «Партнёрская группа Прецедент» Нурбек Токтакунов, отвечая на вопросы АНПО «Эдвокаси центр по правам человека» в рамках проекта по судебному разбирательству, отметил что вопрос о необходимости судебной реформы больше всего поднимает гражданское общество, и президент КР не мог не говорить об этом, учитывая, что граждане ждали этот посыл, а иначе глава государства мог быть подвергнут критике.

 

 

«Но если честно, то, что сказал Сооронбай Жээнбеков, не имеет большого значения, ибо эту проблему  поднимал и Алмазбек Атамбаев в бытность своего президентства. В этом плане лучшего всего следовало отказаться от незаконной системы и исполнения указаний», — сказал правозащитник.

 

Нурбек Токтакунов считает, что судебную реформу нужно полностью «перегружать», но при этом нет необходимости что-то менять в законодательстве. «Законы у нас прекрасные, проблема в том, что они не исполняются. А вообще следовало бы начать все эти процессы с переотбора судебной системы», — отметил он.

 

Многие граждане сетуют, что судебные органы, будучи одной из трёх ветвей власти, зачастую морально подвергаются критике со стороны депутатов или чиновников. И при этом ещё и суды остаются «зависимыми».

 

«В данном случае это проблема самих судей, — считает Нурбек Токтакунов.  — Независимость судьи складывается не от его грамотности, а от его способностей, внутренних духовных качеств, умению противостоять незаконным указаниям. Власть всегда будет пытаться оказывать давление на суды, на то она и власть. А судебные органы должны сами учиться «наезжать» и сдерживать оппонентов, объединяясь с другими ветвями власти. В этом случае должна работать система сдержек и противовесов. Для этого нужен соответствующий «дух» судебной системы. Но этого «духа» у них нет, ибо судьи судят мышлением чиновников, которые смотрят на другие ветви власти, как на своих начальников».

 

По его мнению, прозрачность судебных актов – это 50 процентов успеха судебной реформы. В соответствии с законом КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления КР» это есть, но фактически судьи саботируют прозрачность судебных актов. Если эти документы могли быть подвергнуты анализу или обобщению, это и было бы прозрачностью.

 

«Что касается вопросов относительно отбора судей, то данный процесс не может не быть политическим, ибо в этом принимают участие не только представители всех ветвей власти, но и общественность. Но здесь проблема не в том, что общественность ранее не проявила интереса в этих вопросах, а в том, что судебная реформа должна начаться с конституционной реформы, а потом уже с отбора судей», — говорит правозащитник.

 

Предстоящая судебная реформа, как предполагает Нурбек Токтакунов, во многом зависит от решения президента. Если глава государства откажется от услуг опричнины и вероломных услуг исполнителей, то есть надежда на предстоящую судебную реформу. В народе бытуют мнение, что виноваты начальники, а не исполнители, хотя на практике всё наоборот. На этом и держится вся система, когда исполнители подчиняясь своим начальникам, на самом деле нарушают законы.

 

Бакыт Ибраимов