В Бишкеке 29 июля прошло расширенное заседание рабочей группы по разработке эффективного механизма расследования пыток.

В Бишкеке 29 июля прошло расширенное заседание рабочей группы по разработке эффективного механизма расследования пыток.

Группа создана под эгидой Коалиции против пыток и состоит из руководителей правозащитных неправительственных организаций и практикующих адвокатов.

Как пояснил руководитель рабочей группы Улугбек Азимов, в настоящее время сложилась такая ситуация, что органы прокуратуры из 10 поданных заявлений по пыткам в 9 случаях отказывают в возбуждении уголовного дела.

И даже в случае возбуждения уголовных дел по ним выносят очень малое количество обвинительных приговоров. Нередко это связано со слабой доказательной базой, собранной в ходе следствия.

Поэтому возникла необходимость создания механизма, который бы отвечал всем критериям эффективности расследования фактов пыток, в числе которых – независимость, доступность для населения, контроль со стороны общественности и т.д.

Рабочая группа разработала два варианта механизма – независимая государственная служба и спецподразделение при Генеральной прокуратуре.

Первая модель предполагает создание новой правоохранительной структуры – Специальной следственной службы. Она будет состоять из 5 подразделений:

— Центральный аппарат;

— Экспертно-криминалистический департамент;

— Информационный центр;

— Следственный департамент;

— Надзорно-судебный департамент.

Служба будет рассматривать все заявления по пыткам, делать экспертизы, возбуждать и расследовать уголовные дела, а также поддерживать обвинение в суде. Кроме этого, службе предполагается поручить расследовать коррупционные дела и все случаи смертей в зданиях Госслужбы национальной безопасности, МВД, Госслужбы по контролю наркотиков и т.д.

Директор надзорно-судебного департамента Спецследственной службы одновременно будет занимать должность заместителя Генерального прокурора. Именно этот момент вызвал критику у некоторых членов группы. Во-первых, служба окажется зависимой от генерального прокурора, во-вторых, следствие и надзор нельзя объединять в одном ведомстве.

По второй модели все заявления и сообщения о пытках будет рассматривать Следственное управление Генпрокуратуры. В структуре Генпрокуратуры будет создана независимая вертикаль: следственный отдел района/города – следственный отдел области – Следственное управление Генпрокуратуры. Каждое подразделение на своем уровне будет иметь самостоятельность, для этого будет выведено из подчинения районных и областных прокуроров.

Единственная помеха – это вопрос надзора, по которому, к примеру, облпрокурор может истребовать у следователя материалы дела, закрыть возбужденное дело и т.д.

В работе группы принял участие начальник недавно созданного отдела против пыток Генпрокуратуры Бакыт Кетренов. Он ответил на все вопросы, интересующие членов рабочей группы.

«Со стороны наших партеров, Генеральной прокуратуры, есть понимание вопроса по созданию эффективного механизма. Тем более, решение этого вопроса заложено в Стратегии развития органов прокуратуры. Подобные встречи будут продолжаться, чтобы каждое заявление о пытках получило должную реакцию органов, отвечающих за расследование и чтобы расследования были эффективными для достижения справедливого результата и неотвратимости наказания лиц, виновных в применении пыток», – сказал Улугбек Азимов.

Расул Беккулиев

Адрес статьи: http://vof.kg/?p=25486

Пресс-центр АНПО «Эдвокаси Центр по Правам Человека»