Оказание государствам-участникам ОБСЕ поддержки в области верховенства права, в том числе в реформировании системы правосудия, является неотъемлемой частью деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Бюро работает с различными государствами-участниками в целях решения проблемы, заключающейся в низком уровне доверия к системе правосудия – в частности, к судам и органам прокуратуры. Судей и прокуроров часто воспринимают как членов «закрытого клуба», недоступного для обычных граждан. Помимо этого, если демографический состав работников системы правосудия не отражает демографического состава населения, подобное восприятие может еще больше усиливаться.
В целях решения этой проблемы БДИПЧ провело ряд экспертных совещаний с участием представителей системы правосудия из различных государств региона ОБСЕ. Участники обсудили препятствия, с которыми сталкиваются женщины и представители меньшинств при получении доступа к правосудию, а также вопросы равной представленности и эффективного участия в работе органов правосудия.
Данные исследования БДИПЧ по оценке потребностей подтверждают, что гендерный баланс и представленность меньшинств в системе правосудия являются важными факторами с точки зрения принятия более справедливых решений в рамках деятельности этой системы. Это объясняется рядом причин, в том числе более высоким уровнем общественного доверия к тем системам правосудия, работники которых отличаются заметно бóльшим многообразием.
Помимо этого, многообразие на рабочем месте способствует учету сотрудниками органов правосудия различных аспектов, важных для конкретных групп, и помогает этим специалистам преодолевать свою неосознанную предвзятость и подсознательные стереотипы.
В исследовании также рассматривались качественные аспекты представленности женщин и меньшинств, включая лиц с инвалидностью, в системах правосудия. Даже в тех государствах-участниках, в которых существует гендерный паритет среди работников системы правосудия, сохраняются гендерные барьеры для продвижения по службе и карьерного роста.
Этнические меньшинства по-прежнему недостаточно представлены среди сотрудников органов правосудия даже в государствах-участниках с общим высоким уровнем представленности этнических меньшинств. Лица с инвалидностью тоже недостаточно представлены среди мужчин и женщин, работающих судьями и прокурорами в странах региона ОБСЕ.
Независимая, беспристрастная и учитывающая гендерный фактор судебная система играет очень важную роль в укреплении прав человека женщин и мужчин, достижении гендерного равенства и обеспечении учета гендерных аспектов при отправлении правосудия. В связи с этим государствам следует провести оценку структуры и состава работников своей судебной системы, с тем чтобы обеспечить соответствующую представленность женщин и создать условия, необходимые для продвижения гендерного равенства в судебных органах.
Участники опроса, проведенного в рамках исследования БДИПЧ по оценке потребностей, в целом согласились с тем, что отсутствие многообразия среди работников системы правосудия имеет далеко идущие последствия, которые касаются не только обстановки на рабочем месте. Многообразие может влиять на принятие судебных решений и, в конечном счете, сказываться на справедливости решений, принимаемых органами правосудия.
Представленность женщин
Исследование по оценке потребностей показало20, что гендерно-обусловленные барьеры для продвижения по службе и карьерного роста продолжают существовать даже в государствах-участниках со сбалансированной представленностью женщин. Вследствие этого женщины не представлены пропорциональным образом на высших руководящих должностях даже в ситуации, когда имеет место равная или чуть более высокая представленность женщин в системе правосудия в целом.
Представленность лиц с инвалидностью
Лица с инвалидностью тоже недостаточно представлены среди работников системы правосудия в регионе ОБСЕ. По мнению некоторых специалистов сектора правосудия, низкий уровень представленности лиц с инвалидностью обусловлен не дискриминацией, а «объективно ограниченной» способностью лиц с инвалидностью работать судьями или прокурорами. Этот момент вызывает серьезную обеспокоенность.
Лица с инвалидностью могут восприниматься как неспособные осуществлять функции судьи или прокурора из-за наличия инвалидности, однако в действительности причина заключается в том, что не были в достаточной мере устранены барьеры, препятствующие доступности, или же не была обеспечена разумная адаптация.
Основные рекомендации
— Рекомендуется содействовать гендерному равенству и представленности меньшинств среди работников сектора правосудия путем поощрения стратегического подхода к отбору и найму персонала – в частности, при помощи работы со специалистами из недостаточно представленных групп – в целях выявления хороших кандидатов и поддержки их стремления к получению работы в органах правосудия.
— Рекомендуется обеспечить гендерный баланс и многообразие в составе комиссий по отбору и найму кадров.
— Необходимо разработать политику обеспечения разумной адаптации, а также набора и удержания сотрудников с инвалидностью в секторе правосудия.
— Необходимо рассмотреть введение обязательной ознакомительной программы для подготовки новых сотрудников до их выхода на работу, с тем чтобы, помимо прочего, обсудить вопросы равенства на рабочем месте и искоренения неосознанной предвзятости.
— Рекомендуется повышать восприимчивость работников системы правосудия к гендерным аспектам и вопросам многообразия путем предварительного (в зависимости от обстоятельств) и непрерывного юридического образования, специального обучения и развития потенциала.
— Необходимо включить гендерные аспекты и вопросы многообразия в программы и материалы юридического образования (в том числе непрерывного), в дополнение к использованию самостоятельных учебных модулей, посвященных этой теме. В рамках обучения следует использовать ситуационные исследования и практические примеры. Необходима интеграция в юридическое образование тем, касающихся женщин (например, темы насилия в отношении женщин).
— Рекомендуется поощрять прием учащихся из числа женщин и меньшинств в юридические высшие учебные заведения, а также на курсы подготовки судей и прокуроров (если существует требование относительно предварительной подготовки), в особенности путем проведения информационных мероприятий среди групп меньшинств.
— Следует поощрять прохождения студентами-юристами из числа меньшинств практики и стажировок в судах и прокуратурах.
— Рекомендуется разрабатывать и внедрять механизмы регулярного мониторинга для отслеживания воздействия политики учета гендерного фактора и многообразия, а также вносить необходимые коррективы в эти механизмы.
— Необходимо пересмотреть законодательство с целью обеспечить равное обращение с пострадавшими, имеющими и не имеющими инвалидность. Эта рекомендация не затрагивает признание временного или постоянного ограничения возможностей жертвы в качестве отягчающего обстоятельства в уголовных делах.
— Рекомендуется включать вопросы, касающиеся этнических меньшинств, в юридическое образование в целях повышения информированности специалистов системы правосудия о соответствующих проблемах, а также предотвращения возникновения у них неосознанной предвзятости и стереотипов; В идеальном случае программа обучения должна включать не только правовые вопросы, но и информацию о природе и масштабах расизма.
-Необходимо содействовать мониторингу судебных процессов по уголовным, гражданским и административным делам, проводимому гражданским обществом, как инструменту выявления предвзятости, стереотипов и дискриминации в системе правосудия; также рекомендуется инициировать общественное обсуждение этих вопросов.
Источник: БДИПЧ ОБСЕ