Подозреваемые в разбое кыргызстанцы, февраль 2020 г. (фото портала fontanka.ru).
Подозревавшиеся в разбойном нападении кыргызстанцы после оправдания судом города Санкт-Петербурга заявили о том, как подвергались пыткам в полиции. По их словам, силовики оказывали на них давление, чтобы заставить взять на себя вину во вменяемом преступлении.
Оправдательный приговор в отношении трех граждан КР, которых обвинили в том, что они обокрали жительницу Санкт-Петербурга, Фрунзенский районный суд этого города вынес в начале июля. Их оправдали за непричастностью и освободили в зале суда.
«Били, чтобы мы взяли вину на себя»
Три кыргызстанца — Заирбек Дуйшо, Бекболот Менишбай и Нургазы Сарыков — были арестованы в январе 2020 года по подозрению в разбойном нападении и грабеже жительницы Санкт-Петербурга Нины Гусенко. Всех подозреваемых полиция задержала в квартире, где они проживали со своими родственниками.
По словам мигрантов, допросы сопровождались пытками: им надевали на головы пакеты, били резиновыми дубинками, а также применяли электрошокер. Не выдержавшие такого давления Заирбек Дуйшо и Бекболот Менишбай вынуждены были подписать признательные показания.
А Нургазы Сарыков отказался брать на себя в вину за то, чего не совершал. В интервью «Азаттыку» он рассказал, что его заставляли это сделать под пытками:
‒ Нас отвезли в отделении полиции и продержали там около двух с половиной суток. Там же и пытали. Меня били без перерыва на протяжении двух часов. Держали за наручники, которые были у меня на руках, и били резиновыми дубинками, металлической бляхой от ремня. Остановились, когда я уже не мог самостоятельно стоять. Потом они продержали нас 12 дней в изоляторе временного содержания, чтобы за это время сошли синяки, которые у меня были. Но даже по истечении этих 12 дней, когда нас перевели в СИЗО, гематомы не сошли, и можно было увидеть темные пятна на моем теле.
Когда Нургазы Сарыкова привезли в СИЗО, тамошнее руководство отказалось его принять именно из-за наличия синяков и гематом. Адвокат кыргызстанцев Павел Литвинов рассказал «Азаттыку», что заключение из СИЗО подтверждает факт применения пыток в отношении Нургазы Сарыкова:
‒ Несмотря на то, что Заирбек и Бекболот взяли на себя вину, нужны были также признательные показания и от Нургазы. Потому что единственной ниточкой, которая связывала первых двух с ограблением в тот вечер был именно Сарыков. Дело в том, что владельцу автомобиля, на котором, по свидетельствам очевидцев, скрылись «похитители», звонил только Нургазы Сарыков.
Что за автомобиль?
В феврале 2020 года отделение внутренних дел Фрунзенского района города Санкт-Петербурга заявило о том, что раскрыло преступление, совершенное 27 декабря 2019 года. Сообщалось, что по подозрению в совершении преступления были задержаны четверо кыргызстанцев.
По данным полиции, 27 декабря 2019 года трое неизвестных ограбили местную жительницу Нину Гусенко, угрожая ей пистолетом, они завладели крупной суммой денег, а также ценными вещами. Свидетель произошедшего подтвердил, что нападавшие скрылись на автомашине марки «Лада».
По словам адвоката подозреваемых, потерпевшая заявляла, что не помнит лиц грабителей, так как они были в масках. Но позже она изменила свои показания, заявив, что напали на нее именно задержанные кыргызстанцы: Заирбек Дуйшо, Бекболот Менишбай и Нургазы Сарыков.
Павел Литвинов отметил, что доказать невиновность граждан КР помогли камеры видеонаблюдения, установленные на предприятиях, где работали мигранты. Так, запись показала, что подозреваемый в вечернем нападении Заирбек Дуйшо 27 декабря вышел с работы лишь в 21:58 — он никак не мог находиться на месте ограбления, которое произошло на другом конце города.
А Нургазы Сарыков в интервью «Азаттыку» подтвердил, что звонил хозяину автомобиля «Лада», фигурирующему в расследовании, но сделал это по просьбе своего коллеги Арлена Искендерова:
‒ Он сказал мне, что хочет купить машину, и предложил вместе съездить и посмотреть авто. Так как телефон Арлена отключился, мы позвонили с моего. Но телефон хозяина машины был отключен, поэтому мы не смогли поговорить с ним. А автомобиль мы так и не посмотрели, и естественно, не покупали. Хозяина машины я знать не знаю. Но Арлен дал другие показания, и в итоге вышел сухим из воды. Мы просили его явиться в суд и рассказать правду, дать показания в нашу пользу, но он так и не пришел.
Действительно, дело в отношении четвертого подозреваемого – Арлена Искендерова — было прекращено после 8 месяцев расследования. Связаться с ним «Азаттыку» не удалось.
«Следственный комитет и прокуратура в курсе пыток»
Консул Кыргызстана в Санкт-Петербурге Таалайбек Абдиев сообщил, что подал в Следственный комитет РФ и органы прокуратуры заявление, что в полиции трое кыргызстанцев подверглись пыткам:
‒ Нам обещали, что примут соответствующие меры в отношении полицейских, применявших пытки. Кроме того, вместе с адвокатом мы встретились со свидетелями, прося их дать показания, чтобы невиновные не оказались в тюрьме, и смогли собрать хорошую доказательную базу. Суд рассмотрев все эти доводы, оправдал наших соотечественников, за что мы выражаем благодарность суду.
16 июля стало известно, что прокуратура подала жалобу в вышестоящую инстанцию на приговор Фрунзенского райсуда Санкт-Петербурга, который признал кыргызстанцев невиновными.
Это дело широко освещалось и в российских СМИ. Так, издания «Фонтанка.ру», «Новая газета» в своих расследованиях подробно рассказывали, какими материалами была доказана причастность кыргызстанцев к этому преступлению.
По данным Министерства иностранных дел КР, около трех тысяч кыргызстанцев отбывают наказание за рубежом, большая часть — в российских пенитенциарных учреждениях. По данным госорганов РФ, уголовные правонарушения вменяются почти трем тысячам граждан Кыргызстана.
Источник: Азаттык